© I.Kovalenko                                                                                                Тема 3
                                                 Литература эпохи Возрождения

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалам лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

              

План лекции

Знаете ли вы Шекспира?

1. Ренессанс в широком и узком смысле. Гуманизм.

2. Предшественники Шекспира в поэзии: Томас Уайетт (1503-11 октября 1542), Генри Говард, граф Серрей (1517-19 января 1547), Филипп Сидней (30 ноября 1554-17 октября 1586), Эдмунд Спенсер (~1552-13 января 1599), Уолтер Рэйли (~1552-29 октября 1618).

3.  Томас Мор (7 февраля 1478-6 июля 1535) – политический деятель и писатель. "Утопия".

4.  Особенности средневекового театра.

5. Предшественники Шекспира в драме: Джон Лили (~1553-27 ноября 1606), Роберт Грин (1558-3 сентября 1592), Томас Кид (6 ноября 1558-15 августа 1594), Кристофер Марло (26 февраля 1564-30 мая 1593).

Слева направо: Томас Уайетт, Генри Говард, граф Серрей, Филипп Сидней, Эдмунд Спенсер, Уолтер Рэйли, Томас Мор, Кристофер Марло, Бен Джонсон  

         6. Уильям Шекспир (23 апреля 1564-23 апреля 1616):
 биография, "шекспировский вопрос" (вопрос об авторстве);
классификация творчества;
лирика Шекспира;
 специфика историзма Шекспира; хроники: две тетралогии; "Ричард III" (правда и вымысел);
 лучезарные комедии; шуты и клоуны;
 "Ромео и Джульетта" величайшая трагедия о любви; тронные трагедии "Макбет", "Гамлет", "Король Лир";
 романтические драмы: "Буря", "Зимняя сказка", "Перикл".
Слева: портрет Уильяма Шекспира на титульном листе первого фолио (1623), справа: Гермия и Елена ("Сон в летнюю ночь")

       7. Первый комедиограф эпохи Бен Джонсон (11 июня 1572-6 августа 1637).

назад

Блиц-опрос по материалам лекции

1. Что такое Возрождение в узком смысле?

2. Какая мысль пронизывает культуру Возрождения?

3. Как по-французски называется Возрождение?

4. Какая война началась в 1455 и закончилась в 1485?

5. Роза какого цвета была символом династии Ланкастеров?

6. Кто вступил на британский трон в результате войны Алой и Белой Роз?

7. Что революционного совершил Генрих VIII?

8. Какой жанр ввел в литературу Томас Мор?

9. Какой принцип распределения общественного продукта существовал на острове Утопия?

10. Что означает слово утопия?

11. Какой жанр ввел в английскую литературу Томас Уайетт?

12. Пересказом какой басни является его поэма "О бедности и богатстве"?

13. Какую форму сонета создал Генри Говард, граф Серрей?

14. Что стало главным нововведением Серрея в поэзию?

15. Сколько раз Уолтер Рэйли сидел в Тауэре?

16. Какое произведение Уолтер Рэйли написал в Тауэре?

17. Как Уолтер Рэйли называет в стихах королеву Елизавету?

18. Как называется стиль, в котором написан роман Филиппа Сиднея "Аркадия"?

19. Что означает пастораль?

20. Как называется трактат Сиднея, в котором он показал пользу искусства?

21. Кого изображает Эдмунд Спенсер в образе Глорианы в поэме "Королева фей"?

22. В каком цикле сонетов Э. Спенсер выразил платоновский идеал любви?

23. Кому из предшественников Шекспира в драме приписывают авторство "Гамлета"?

24. Сюжет какой пьесы Шекспир заимствовал из повести Роберта Грина "Пандосто"?

25. Какой средневековый ученый стал героем драм К. Марло и И. Гете?

26. Кто был духовным учителем К. Марло?

27. Произнесите самую знаменитую фразу Н. Макиавелли.

28. Назовите даты жизни Шекспира.

29. Как называют пьесы "Гамлет", "Король Лир" и "Макбет"?

30. Как зовут брата отца Гамлета?

31. Произнесите последнюю фразу Ричарда III.

32. Как зовут Фальстафа?

33. В каком городе происходит действие комедии "Сон в летнюю ночь"?

34. К какому комическому типу относится кормилица из "Ромео и Джульетты"?

35. На ком женится герцог Орсино в "Двенадцатой  ночи"?

36. В какую страну ведет войско Фортинбрас?

37. Куда Клавдий отправляет Гамлета в сопровождении Розенкранца и Гильденстерна?

38. Что устраивает Гамлет, чтобы изобличить Клавдия?

39. Назовите последние слова Гамлета (героя, а не трагедии).

40. Какую пьесу Шекспира, по мнению Т. Раймера, следовало бы назвать трагедией носового платка?

41. В каких произведениях Шекспира есть героиня по имени Бьянка?

42. Где происходит действие в "Отелло"?

43. С каким стилем в искусстве связывают имена Ф. Бомонта и Д. Флетчера: барокко или классицизма?

44. Какую теорию создал Бен Джонсон? В каких пьесах драматург воплотил данную теорию?

45. Как в пьесе Бена Джонсона "Вольпоне, или Хитрый лис" зовут коршуна/ ворона/ вороненка?

46. С сюжетом какой пьесы Ж.-Б. Мольера перекликается комедия Бена Джонсона "Вольпоне, или Хитрый лис"?

 назад

План семинара

1. Философская основа Ренессанса. Представление о человеке в философии гуманизма и творчестве Шекспира.

2.  Хроники Шекспира как пример его историзма. Реальность и мифы в "Ричарде III".

3. Движение фабулы в шекспировских комедиях.

4. Обсуждение тронных трагедий Шекспира.

 назад

Самостоятельная работа

У. Шекспир (William Shakespeare, 1564-1616)

1. Перечислите достоверные факты биографии Шекспира и основные темы его творчества. Объясните, что вызвало к жизни шекспировский вопрос (вопрос об авторстве шекспировских работ). Обязательный источник: монография Питера Акройда (Акройд, П. Шекспир. Биография / Пер. с англ. О. Кельберт / П. Акройд. М.: Издательство КоЛибри, 2009. – 736 с.).

2. Подготовьте заочную экскурсию по шекспировским местам Лондона. Воспользуйтесь монографией Питера Акройда (Ackroyd, Peter. London. The Biography / P. Ackroyd. Vintage, 2001. 822 p.) и другими источниками.

3. Докажите, что Шекспир писал пьесы для театра, для определенной труппы (а не для чтения). С этой целью исследуйте несколько пьес Шекспира разного жанра, акцентируя внимание на составе действующих лиц и порядке их появления на сцене.

4. Проследите эволюцию образа Фальстафа в хрониках и "Виндзорских кумушках" / The Merry Wives of Windsor.
5.
Подготовьте сообщение на тему "Фальстафовский фон". Подберите и прокомментируйте примеры остроумных высказываний Фальстафа (например: "Я совсем опешил", говорит Фальстаф, когда остался без коня). В чем заключается специфика юмора Фальстафа?

Слева: Иллюстрации к oпере в трех действиях Джузеппе Верди "Falstaff" на либретто Арриго Бойто, основанное на комедии Уильяма Шекспира "Виндзорские проказницы" и на сценах из его же исторической хроники "Генрих IV"

6.  Охарактеризуйте образ Беатриче ("Много шума из ничего" / Much Ado About Nothing). Докажите, что она отстаивает свою независимость, собственную позицию в жизни. С вашей точки зрения, она похожа на Виолу ("Двенадцатая ночь" / Twelfth Night), Катарину ("Укрощение строптивой" / The Taming of the Shrew), Дездемону? В чем сходство/отличие этих героинь?

7.  Сделайте сопоставительный стилистический анализ одного из сонетов Шекспира в оригинале и разных вариантах перевода (например: сонета № 18, 20, 29, 55, 65, 66, 116). Попробуйте сделать авторский вариант перевода одного из сонетов.

8.  Составьте собирательный портрет-характеристику  смуглой дамы сонетов Шекспира. За основу можно взять сонеты № 127, 130, 131.

9.   Изучите линию Ричарда III. Почему эту пьесу называют монодрамой? В какой момент в душе Ричарда происходит надлом? NB: В заданиях любой темы, связанных с анализом текста, характеристикой героев, рекомендуется использование обилия примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией

10. Проанализируйте поведение Гамлета во II и III актах. Как Вы понимаете слова Полония: "Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность" (пер. М. Лозинского)? Помните, что в оригинале в речи Полония звучит термин method: "Though this be madness, yet there is method int" (II акт, сцена 2).
11.
Гуманизм эпохи Возрождения считает человека совершеннейшим из творений Бога. Выберите слова Гамлета, отражающие гуманистическое видение человека. Какие монологи Гамлета свидетельствуют о его восхищении телесной и духовной красотой человека и о расхождении между идеалом и действительностью? Прокомментируйте контекст, сформулируйте выводы об отношении Гамлета к человеку.
Слева: Владимир Высоцкий в спектакле Ю. Любимова (театр на Таганке, 1971); справа: Иннокентий Смоктуновский в фильме Г. Козинцева (1964)

12.  По мнению А.А. Аникста, театр времен Шекспира заключал в себе всю вселенную: небо, землю и ад, а сцена представляла собой весь мир. Какие слова из монолога Гамлета в разговоре с Розенкранцем и Гильденстерном (II акт, сцена 2) относятся к театральной терминологии? Каким образом, с вашей точки зрения, происходящее в пьесе соотносится с миром вселенной?

13.  Прочтите тронные трагедии Шекспира (Гамлет, Макбет, Король Лир) и подготовьте сообщение на тему "Образ злодея в трагедиях". Подумайте над вопросами:
       а) Можно ли сказать, что злодей – это черт, которого сразу можно распознать по копытам?
       б) Кто является нарушителями нравственности у Шекспира?
       в) В чем заключаются отличия Макбета от Яго или Эдмунда?
       г) Почему король Лир, творящий суд над дочерьми, требует: "Пусть вскроют Регану и посмотрят, что у нее за нарост на сердце"?
       д) Какими смыслами наполняется категория совести?
      Слева: Иэн МакКеллен и Джуди Денч в фильме Тревора Нанна "Макбет" (1979)

       14.  Исследуйте роль леди Макбет с точки зрения драматического развития сюжета. Найдите и прокомментируйте примеры реплик, вступающие в противоречие со сказанным ранее или позднее.         

        15. Прочтите очерк Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и сопоставьте образ Катерины Измайловой с шекспировской леди Макбет. Возможно использование примерного краткого алгоритма работы: сравнение внешности героинь, их личностных качеств, речевая характеристика, анализ их роли в судьбе близких, значение образов, выводы٭. Данный алгоритм универсален при выполнении сопоставительного анализа и характеристики героев по любой теме.
     С
права: Наталья Гундарева в спектакле А. Гончарова "Леди Макбет Мценского уезда" (театр им. В. Маяковского, 1979)

 16. Проанализируйте две основные линии в "Короле Лире" / King Lear: Лир и дочери, Глостер и сыновья. Какую роль для развития идеи трагедии играет ряд: зрение, видение, слепота, прозрение?

 17. Подготовьтесь к обсуждению тронных трагедий. Подумайте над вопросами:

– Какую роль в пьесах Шекспира играют пророчества?

– Какой матерью, по вашему мнению, является Гертруда? Проанализируйте ее поведение в сцене 4 (III акт), сцене 2 (V акт) и других эпизодах.

– Как влияют на судьбы героев сверхъестественные персонажи (трагедии "Гамлет" / Hamlet,  "Макбет" / Macbeth и др.)? Как сбываются пророчества в "Макбете"? Зачем, по вашему мнению, Шекспир часто прибегает к введению сверхъестественных героев (ведьм, призраков и т.д.)?

– Почему Лир отказывается от короны? Как его характеризует намерение отойти от дел?

– В чем, с вашей точки зрения, заключается трагедия короля Лира?

– Какова роль природы в трагедиях Шекспира? Прочтите начало четвертой сцены второго акта ("Макбет") и скажите, как реагирует природа, солнце на злодеяния Макбета. Вспомните сцену бури в "Короле Лире" (Акт III, сцены 1, 2, 4). Какими средствами пользуется драматург для усиления эмоционального воздействия?

18. Охарактеризуйте образ Гамлета / Макбета. Проследите их поступки на протяжение пьес и оценку героев окружающими. NB: Используйте обилие примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

19.  Напишите сочинение на тему "Мой любимый женский / мужской образ Шекспира".

20. Послушайте в актерском исполнении фрагменты монолога короля Лира ("Король Лир", III акт, сц. 1), Макбета ("Макбет", V акт, сц. 5), Петруччио ("Укрощение строптивой", III акт, сц. 2), Мальволио ("Двенадцатая ночь", III акт, сц. 4), сцены с ведьмами ("Макбет", IV акт, сц. 1), финальной сцены хроники "Ричард III" (V акт, сц. 4). Выучите и подготовьте драматизацию эпизода, наиболее вас вдохновившего.

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Уильям Шекспир 23 апреля, 2 января, 8 января, 2 февраля, 4 февраля, 9 февраля, 10 февраля, 19 февраля, 20 февраля, 8 апреля, 14 апреля, 28 апреля, 13 мая, 22 мая, 26 мая, 19 июня, 26 июня, 16 июля, 14 августа, 10 октября, 1 ноября, 5 ноября, 8 декабря, 26 декабря
Кристофер Марло   26 февраля, 3 мая
Бен Джонсон 11 июня, 26 июня, 6 августа
Томас Мор
7 февраля, 26 июня, 28 октября
Уолтер Рэйли
29 октября, 27 июня, 13 января
Эдмунд Спенсер
13 января
 

 назад

Темы рефератов и курсовых работ

1. Лирика У. Шекспира.

2. Концептосфера LOVE в языковой картине мира У. Шекспира.

3. Ричард III: история и художественный образ.

4.  Лингвокультурный типаж шута в творчестве У. Шекспира (см. работу Т. Гарифзянова в банке студенческих работ).

5. Концептосфера TIME в драматургическом наследии У. Шекспира (см. презентацию диплома Т. Радомской в банке студенческих работ).

6. Человек: идеал и действительность в произведениях У. Шекспира.

7. Социокультурный комментарий как способ преодоления конфликтов культур (на материале комментариев А.А. Аникста к пьесам У. Шекспира).

8. Шекспировская тема в творчестве Б. Пастернака.

9. Отражение философии гуманизма в трагедиях У. Шекспира "Гамлет" и "Отелло".

10. Способы реализации концептов LOVE и FRIENDSHIP в сонетах У. Шекспира.

                                    назад

Литературная викторина "Знаете ли вы Шекспира?"

1.  Продолжите ряд:

а) Оливия, Виола, Гермия … (ряд  женских образов Шекспира).

б) "Как вам это понравится", "Виндзорские насмешницы"… (ряд комедий У.Шекспира).

c) Эдмунд, Яго... (злодеи Шекспира).

2. Соедините колонки (цитаты и названия трагедий). Возможно несколько соединений.

1) Зло есть добро, добро есть зло.                                                     а) Король Лир

2) У кого ума крупица, тот снесет и дождь, и град.                          б) Макбет   

    Он ненастья не боится, счастью и несчастью рад.                         в) Ромео и Джульетта

3) В меня вселитесь бесы, духи тьмы!                                               г) Отелло

    Пусть женщина умрет во мне.                                                       д) Гамлет

4) О, дьявол, дьявол! Если бы земля давала плод                              е) Ричард III  

    от женских слез, то эти плодили б крокодилов.
                                                       Сгинь, уйди!
                                                                                                                                                             

5) Жизнь человека – это молвить «раз».

6) Прожил жизнь, а глуп как пень:

    Корки нет про черный день.

7) Заутра Валентинов день,

     И с утренним лучом

     Я Валентиною твоей

     Жду под твоим окном.

8) Из людей меня не радует ни один.

9) Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой

     назови ее, хоть нет.    

         10) Решился стать я подлецом и проклял

               ленивые забавы мирных дней.                                               

3. В каких произведениях Шекспира встречаются строки?

а)  Тот, у кого нет музыки в душе, не верь такому.

б) Весь мир театр, в нем женщины, мужчины, - все актеры.

    У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль.

в) Любовь слепа, влюбленные не видят.

г) All’s well  that ends well.

д) Better a  witty fool than a foolish wit.

е) Time is the nurse and breeder of all good.

ж) What’s done can’t be undone.

з) We know what we are but we know not, what we may be.

назад