© I.Kovalenko                                                                                                Тема 2
                                                        Литература XIV века

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалам лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

План лекции

1. Социальный фон и отражение в литературе идейных противоречий эпохи.

2. Английские и шотландские баллады. Особенности жанра, характерные герои, баллада в творчестве У. Шекспира и других писателей последующих поколений англоязычной литературы.

3. "Видение о Петре-Пахаре" Уильяма Ленгленда (~1332-~1377). Проблема жанра видения и аллегорический смысл произведения. Социальная значимость поэмы.

        4. Джеффри Чосер (~1340-25 октября 1400) – отец английского языка и английской поэзии:
      
 первый писатель в английской литературе с реальной биографией; 
       – литературные увлечения;
       – выработка литературного языка в переводе с французского языка "Романа о Розе" и самостоятельном произведении "Книга герцогини";
       –  "Птичий парламент", "Дом Славы", "Троил и Крессида" и другие произведения Чосера;
      –  "Кентерберийские рассказы" (замысел и реализация, классификация, стилистико-лингвистические особенности, отражение всех жанров средневековой литературы).

        Справа: Иллюстрация к "Кентерберийским рассказам" Д. Чосера

назад

Блиц-опрос по материалам лекции

1. Назовите имена трех великих деятелей итальянской литературы Возрождения.

2. Что было основной причиной медленного развития Англии в XIV веке по сравнению с другими европейскими странами?

2. Назовите даты Столетней войны. Кто был противником Англии в этой войне?

3. Кто является автором "Видения о Петре Пахаре"?

4. Что находится на противоположных краях поля, на котором заснул герой в "Видении о Петре Пахаре"?

5. Что ищут представители всех сословий в "Видении о Петре Пахаре"?

6. Какая тройная добродетель прославляется в образе Петра Пахаря?

7. Что, по мнению У. Ленгленда, составляет здоровую основу общества?

8. Эпидемия какой болезни постигла Англию в XIV веке?

9. Какая фраза священника Джона Болла стала лозунгом крестьянского восстания 1381 года?

10. Кто возглавил крестьянское восстание 1381 года в Кенте?

11. Дайте определение жанра баллады.

12. На какие группы можно подразделить баллады по сюжетному ряду?

13. Кто был главным героем разбойничьих баллад?

14. Перечислите основные характеристики баллады.

15. Какую балладу поет Дездемона в "Отелло" / Офелия в "Гамлете"?

16. Кем служил при дворе Д. Чосер?

17. "Кентерберийские рассказы" написаны стихами или прозой?

18. Сколько историй, по замыслу Чосера, должны были включать "Кентерберийские рассказы"? Сколько рассказов получилось в итоге? 

19. Как зовут покорную безропотную жену из брачной группы "Кентерберийских рассказов"?

20. Куда и зачем направлялись паломники в произведении Чосера?

21. В какой харчевне собираются 29 паломников перед тем, как отправиться в Кентербери?

22. Как называется рассказ трактирщика Гарри Бейли?

23. В какой роли выступает трактирщик Гарри Бейли во время путешествия?

24. В какое время года начинается действие в "Кентерберийских рассказах"?

25. Что содержит пролог к "Кентерберийским рассказам"?

26. Чьей истории нет в "Кентерберийских рассказах": шкипера, кармелита, бенедиктинца или эконома?

27. Как называется произведение, написанное Чосером на склоне лет, свидетельствующее о бедственном материальном положении?

назад

Самостоятельная работа

1. Проанализируйте особенности жанра баллады на примере песни Офелии о Валентиновом дне в "Гамлете" и песни Дездемоны об иве в "Отелло" У. Шекспира.

2. Выучите наизусть одну из баллад в переводе С.Я. Маршака: "Королева Элинор", "Графиня-цыганка", "Три девушки и рыцарь" или балладу о Робине Гуде.

3. В "Видении о Петре-пахаре" / The Vision of Piers-Plowman У. Ленгленд (William Langland, ~1332-~1377) представил широкую панораму общества XIV века. Прочтите пролог и перечислите, представителей каких профессий и занятий увидел герой в своем странном сне. На что автор обращает внимание в описании персонажей? Почему, с вашей точки зрения, историки утверждают, что по данному произведению, равно как по "Кентерберийским рассказам" Чосера, можно изучать тогдашнюю эпоху? 

4. Прочтите 10 главу "Декамерона" Д. Боккаччо и рассказ оксфордского студента "Кентерберийских рассказов" Д. Чосера (Geoffrey Chaucer, ~1340-1400). Сопоставьте образ Гризельды в этих произведениях. Что вы думаете об ее отношении к мужу и браку? Внимательно прочтите послесловие Чосера к рассказу студента и прокомментируйте мнение автора. Какое напутствие адресует Чосер женщинам и мужчинам? Сохранило ли оно актуальность в наши дни?

5. Отразите впечатление от прочитанного٭ (баллады  /  одного из "Кентерберийских рассказов" / The Canterbury Tales  Д. Чосера) в форме рисунка / компьютерной презентации/эссе / формально-логической модели / словесного облака и т.п. См. глоссарий, http://www.wordle.net/. Примечание: задания, отмеченные звездочкой٭, относятся ко всем темам, представленным в курсе литературы Англии и США.

6. Сделайте компаративный лингвистический анализ рассказов рыцаря и мажордома ("Кентерберийские рассказы" Д. Чосера). Составьте список слов и выражений, свидетельствующих о принадлежности авторов-рассказчиков к различным социальным группам. С помощью каких средств автор добивается столь различного звучания?

Слева: Крестьянское восстание 1381 года нашло отражение в "Кентерберийских рассказах" Д. Чосера

7. Найдите примеры стилистических средств в "Кентерберийских рассказах" Чосера (например, рассказ батской ткачихи, слуги каноника, врача, юриста, монаха). Выделите особенности повествовательной манеры отдельного рассказчика.

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Джеффри Чосер - 25 октября, 1 марта, 29 декабря, 20 июля

назад