© I.Kovalenko                                                                            Тема 16
                                    Литература потерянного поколения

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалом лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

План семинара

1. Понятие "потерянного поколения", проблематика литературы данного направления, основные представители в литературе различных национальных культур.

2. Личность и творчество Эрнеста Хемингуэя (21 июля 1899-2 июля 1961):
Тема войны и любви в романе "Прощай, оружие!";
Испанский цикл: пьеса "Пятая колонна", роман "По ком звонит колокол" и другие произведения;
"Старик и море" и Нобелевская премия;
"Праздник, который всегда с тобой";
Роль подтекста и принцип айсберга в языке автора.

3. Певец "века джаза" Френсис Скотт Фицджеральд (24 сентября 1896-21 декабря 1940):
Личность писателя. Фицджеральд – отец, муж, друг, коллега;
Социальная проблематика в романе "Великий Гэтсби";
 Проблема автора и героя в романе "Ночь нежна";
Этическая проблематика и эстетическая ценность малой прозы / новелл.

 назад

Самостоятельная работа

         1. Напишите мини-лекцию на тему "Литература потерянного поколения", включающую в себя толкование понятия "потерянное поколение",  характерные черты авторов и героев потерянного поколения. Историю возникновения термина читайте в романе Э. Хемингуэя "Праздник, который всегда с тобой"/А Moveable Feast (глава "Une Génération Perdue"). См. дату 3 февраля в Календаре англоязычной культуры.

         2. Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway, 1899-1961)

а) Подготовьте рассказ о жизни и творчестве Хемингуэя, используя помимо прочих источников, автобиографический роман писателя "Праздник, который всегда с тобой".

б) Проследите создание Хемингуэем духовной истории человека потерянного поколения, три основных звена которой составляют война, возвращение солдата и дальнейшая жизнь в послевоенном мире (на материале рассказа "Дома" из сборника "В наше время", романов "Фиеста" / "И восходит солнце" / The Sun Also Rises, "Прощай, оружие!" / A Farewell to Arms.

в) Сопоставьте образ Джейка Барнса ("Фиеста") и образ  автора, молодого Хемингуэя (на материале книги воспоминаний "Праздник, который всегда с тобой"). Что их роднит и что отличает? Возможно ли их отождествление? Каким образом тема "Фиесты" заявлена в двух эпиграфах к роману?

г) Проанализируйте образ Фредерика Генри ("Прощай, оружие!"). Прокомментируйте размышления героя о войне: "Меня всегда приводят в смущение слова священный, славный, жертва… Мы слышали их иногда, стоя под дождем, на таком расстоянии, что только отдельные выкрики долетали до нас… Но ничего священного я не видел, и то, что считалось славным, не заслуживало славы, и жертвы очень напоминали чикагские бойни, только мясо здесь просто зарывали в землю".

д) Исследуйте принцип построения конфликта в рассказах Хемингуэя "В чужой стране" / In Another Country, "Кошка под дождем" / Cat in the Rain, "Канарейку в подарок" / A Canary for One и др. Подумайте над вопросами:
         –
Какого рода характеры присутствуют в рассказах Хемингуэя? Почему он часто делает их безымянными (the American wife, her husband, the American lady)? Как вы понимаете его слова: "When writing a novel, a writer should create living people, people not characters. A character is a caricature"?
        –
Что, с вашей точки зрения, важнее в его рассказах: психология героя или единство внутренней темы? Аргументируйте с использованием примеров из текстов.
        –
Какую роль в хемингуэевской прозе играют детали? Например, в "Кошке под дождем" дождь за окном, чужеродное звучание итальянской речи, другая кошка, принесенная американке взамен потерянной? 
         –
Как действует в его прозе закон хемингуэевского айсберга?
        –
Что, по вашему мнению, значительнее усиливает выразительность эмоций в прозе Хемингуэя: метафоры и эпитеты или синтаксис? Аргументируйте, используя примеры из текстов.

е) Прочтите "Старик и море" / The Old Man and the Sea с позиции члена Нобелевского комитета. Попробуйте определенно и обоснованно выразить свою точку зрения при присуждении Хемингуэю премии за это произведение. Сформулируйте идею.
         Справа: Постер мультипликационного фильма Александра Петрова "Старик и море" (1999). Премия "Оскар", 2000

  3. Френсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Fitzgerald, 1896-1940)

а) Прочтите биографию писателя, его эссе "Ранний успех" и письмо Зельде, датированное октябрем 1937? Какие причины побудили Фицджеральда взяться за перо? Как он стал профессиональным литератором? Как он относится к успеху в разном возрасте? Подготовьте портрет-характеристику Фицджеральда.

б) "Великий Гэтсби" / The Great Gatsby, 1925:
         – Прокомментируйте название романа. В чем величие Гэтсби? Какой смысл вложен в эпитет "великий"?
         – Изложите подробно тему романа. Возможно ли проведение параллели с "Американской трагедией" Т. Драйзера?
         – Определите жанр произведения. Можно ли рассматривать его как роман воспитания? Если да, по отношению к каким персонажам?
         – Прокомментируйте распорядок дня Гэтсби: в каких направлениях и каким образом он работал над собой. Как он добивается своей цели и в чем терпит крах?
        – Выпишите примеры языковых явлений, с помощью которых автор описывает идеал любви Гэтсби, его отношение к Дэзи (помните о толковании примеров).
          в) "
Ночь нежна" / Tender Is The Night, 1934:
         – Прокомментируйте эпиграф к роману. Какую тональность повествованию задает цитата из "Оды к соловью" Д. Китса?
         – Сформулируйте кратко основную идею романа (в 3-5 предложениях).
         – Проанализируйте структуру романа. Какие кинематографические приемы использует автор?
        – Охарактеризуйте образ Дика Дайвера. При каких обстоятельствах, чьими глазами мы впервые видим Дика? В чем его трагедия? Кого склонен винить автор?
        – В какой мере данный роман можно считать автобиографическим?

г) Прочтите и прокомментируйте письма Фицджеральда дочери Скотти (цикл "Милый цыпленок",  книга Фицджеральд Ф. С. Портрет в документах / Ф.С. Фицджеральд. – М.: Прогресс, 1984. – 344с.). См. папку "Банк дополнительных материалов по литературе Англии и США" на кафедре.

д) Расскажите о дружбе Фицджеральда с молодым Хемингуэем. Используйте при подготовке письма Фицджеральда к Хемингуэю (цикл "Маршрут судьбы" из вышеназванной книги) и главы романа Хемингуэя "Праздник, который всегда" (Scott Fitzgerald, Hawks Do Not Share, A Master of Measurements). Как изменились со временем их отношения? Что стало тому причиной?

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Эрнест Хемингуэй
21 июля, 5 октября, 10 мая, 3 февраля, 27 ноября
Френсис Скотт Фицджеральд
24 сентября, 7 января
Гертруда Стайн
3 февраля

назад