© I.Kovalenko                                                                              Тема 15
                                            Американская литература
                                             конца XIX-начала XX вв.

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалом лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

План семинара

1. Творчество Марка Твена (30 ноября 1835-21 апреля 1910):

  Американизм и европейская культура в книге путешествий "Простаки за границей";

  Сатирическая традиция в рассказах и романе "Позолоченный век";

 Проблема историзма в романах "Принц и нищий" и "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура";

  Романы о старине: "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна";

  Юмор М. Твена.

2. Психологический реализм Генри Джеймса (15 апреля 1843-28 февраля 1916). "Женский портрет", "Бостонцы", "Греческая муза" и др.

3. Элементы натурализма в творческом методе Джека Лондона (12 января 1876-22 ноября 1916):

  Становление характера в северных рассказах;

  Проблематика социального романа "Мартин Иден";

  Отражение политических взглядов Д. Лондона в произведениях "Люди бездны", "Железная пята" и др.

4. Жизнь и творчество О.Генри (11 сентября 1862-5 июня 1910):

  Роман "Короли и капуста" "трагический водевиль";

  Мастерство О.Генри в малом жанре: урбанистические рассказы и рассказы о Диком Западе.

5. Теодор Драйзер (27 августа 1871-28 декабря 1945) – представитель позднего натурализма:

 Поиски идеалов в ранний период творчества ("Дженни Герхардт", "Сестра Керри" и др.);

 Социальная эпопея "Трилогия желания:" (Финансист, Титан, Стоик). Образ Фрэнка Каупервуда;

  "Американская трагедия".

Слева направо: Марк Твен, Генри Джеймс, Джек Лондон, О.Генри, Теодор Драйзер

 назад

Самостоятельная работа

1. Марк Твен / Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (Mark Twain, 1835-1910)

а) Прочтите об истории создания романа "Простаки за границей" / The Innocents Abroad, or the New Pilgrims Progress в контексте биографии писателя и перескажите наиболее запомнившийся эпизод книги.  

б) Выделите особенности повествовательной манеры Твена в рассказах (на примере "Рассказа коммивояжера", "Рассказа капитана", "Режьте, братцы, режьте!" и др. на ваш выбор). Что входит в составляющие элементы его сатиры?

         в) Подготовьте сообщение на тему "Принцип историзма в романе "Принц и нищий" / The Prince and the Pauper, "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" / A Connecticut Yankee in King Arthurs Court. Вспомните особенности композиции Вальтера Скотта и сопоставьте с ней манеру Твена.

         г) Дайте характеристику вашего любимого персонажа из романов о Томе Сойере и Геке Финне. Что делает эти книги популярными у детей любой эпохи?
        Слева:
Постер фильма "The Prince and the Pauper" 1937 г. (автор экранизация Уильям Кайли; в ролях: Грэхем Грин, Рассел Минз и др.)

2. Сделайте обзор творчества Генри Джеймса (Henry James 1843-1916), выделяя характерные черты стиля автора.

3. Джек Лондон (Jack (John Griffith) London, 1876-1916)

а) Подготовьте сжатый пересказ книги Ирвинга Стоуна "Моряк в седле" художественной биографии Джека Лондона.

б) Проследите отражение идей натурализма в романе "Дочь снегов" / A Daughter of the Snows (влияние учения Ницше о сильной личности, о преимуществе "расы господ" над "расой рабов"; теории Дарвина о выживании сильнейших и др).

в) "Мартин Иден" / Martin Eden:
         – В какой мере можно считать роман автобиографией Лондона? Найдите отличия между биографией Мартина Идена и Джека Лондона.
        – Как происходило превращение неуклюжего матроса в образованного молодого человека? Как Мартин выбирал книги? Как он работал над собой? Какие из его методов самовоспитания и самообразования вы бы рекомендовали тому, кто хочет себя изменить?
       – Когда и как Мартин решил стать писателем? Возможно ли, с вашей точки зрения, назвать его писательскую карьеру типичной для американского общества?
       – Какой философ помог Мартину увидеть закономерности в природе и мире? Что стало для него великим открытием?
       – В чем, по вашему мнению, заключалась трагедия Мартина Идена?
        Справа: портрет Джека Лондона 

4. О. Генри (O. Henry (William Sydney Porter), 1862-1910) 

а) Сгруппируйте рассказы О. Генри по месту действия (Нью-Йорк и Дикий Запад), составьте два списка и перескажите любимый рассказ из каждой группы.

б) Проанализируйте писательскую манеру автора и выделите ее отличительные черты. Подумайте над вопросами:

Какие из его рассказов посвящены теме одиночества человека "в толпе", в многомиллионном городе? Кому предназначено сочувствие автора?

В чем особенность юмора О. Генри? Можно ли назвать его преимущественно городским? На что направлена ирония О. Генри?

Какую роль играет город в повествовании? С какими чувствами автор рисует Нью-Йорк? Найдите и прокомментируйте описание города в рассказах "Квадратура круга", "Поединок" и др.

Как проявляется тяга автора к игре? Чем он играет (только ли словами)?

в) Прочитайте рассказ О. Генри "Обращение Джимми Валентайна" / A Retrieved Reformation и найдите отличия судьбы героя от судьбы его прототипа Ричарда Прайса. Один из источников глава  "О. Генри и реальность" из книги А. Старцева "От Уитмена до Хемингуэя" (См. Библиографический список).

         5. Теодор Драйзер (Theodore Dreiser, 1871-1945)

а) Напишите мини-лекцию об особенностях американского критического реализма (на материале творчества Т. Драйзера).

б) Охарактеризуйте образ Фрэнка Каупервуда, героя "Трилогии желания" ("Финансист" / The Financier, "Титан" / The Titan, "Стоик" / The Stoic). Каково отношение автора к своему герою? Можно ли назвать трилогию монороманом?

в) Подготовьтесь к обсуждению романа "Американская трагедия" / An American Tragedy. Подумайте над вопросами:
        – Первоначально роман назывался "Мираж". Почему, по вашему мнению, Драйзер изменил название?
        – Какую смысловую нагрузку, с вашей точки зрения, несет неопределенный артикль в оригинальном названии романа?
        – Можно ли назвать роман "эпосом большого города"? Является ли город героем, формирующим взгляды людей? Возможно ли проведение аналогии между образом города у Драйзера и Д. Джойса в цикле "Дублинцы" / О. Генри в урбанистических новеллах?
        – С какой целью автор вводит обширную сцену суда? С какими произведениями Диккенса перекликается этот роман? Можно ли упрекнуть Драйзера в подражании Диккенсу?
        – В чем символичность финала? Вспомните начало романа и скажите, какое стилистическое средство и с какой целью использует автор.
         Слева: Элизабет Тейлор и Монтгомери Клифт в фильме Джорджа Стивенса "Место под солнцем" (A Place in the Sun, 1951), поставленного по роману Т. Драйзера "Американская трагедия"

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Марк Твен
30 ноября, 2 июня
Генри Джеймс
15 апреля
Джек Лондон
12 января, 23 марта
О. Генри
11 сентября

назад