В годы Великой Отечественной войны Благовещенский государственный педагогический институт жил общими интересами и целями, что и вся страна, под девизом: «Все для фронта, все для победы». Все годы войны институт работал слаженно, деловито, готовя кадры квалифицированных специалистов для народного образования. Уходили в армию и на фронт преподаватели и студенты, сотрудники института, их заменяли остающиеся, готовили новые кадры, но жизнь продолжалась, всеми отмечался удивительный настрой на лучшую работу, на укрепление трудовой дисциплины, на общий подъем.
Об обстановке в институте, в связи с начавшейся войной, хорошо сказано в воспоминаниях Г.П. Иванова, в те годы работавшего в институте.
«В эти дни и месяцы, – вспоминает Георгий Петрович Иванов, – мы чувствовали, что фронт по существу рядом с нами: на противоположном берегу Амура мы видели японских солдат и знали, что Япония как союзник фашистской Германии может в любую минуту начать войну с нами.
Поздно вечером или ночью мы ходили на строительство укреплений на берегу Амура, в качестве народных ополченцев проходили военную подготовку, много времени уделяли овладению стрелковым оружием. Наш институтский тир всегда был занят. Ревниво занимались такой подготовкой не только мужчины, но и женщины».
В годы войны во главе института, факультетов и кафедр были опытные руководители, ответственные и добросовестные в работе.
Возглавлял коллектив института в первые годы войны Нарушевич Иосиф Никитович, назначенный директором еще в декабре 1937 года.
Это был зрелый и опытный руководитель, прошедший большую жизненную школу. Родился он в 1899 г., служил в Красной Армии, вел там политическую работу, в 1926-1928 годах закончил Московскую академию коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, работал преподавателем в совпартшколах, в историко-архивном институте в Москве, там же заведовал кафедрой истории. В 1930-1933 гг. был по партийной мобилизации (по разнарядке ЦК ВКП(б)) направлен на партийную работу на Дальний Восток, где назначен заместителем директора Завитинской МТС, затем работал в Амурском обкоме партии, и в декабре 1937 г. Дальневосточный краевой комитет партии направил его директором Благовещенского пединститута. В 1943 г. по личной просьбе (для переключения на научную работу) был освобожден от должности директора института, возглавил кафедру истории и в 1945 г. поступил в аспирантуру в Москве при Высшей Партийной школе. В 1947 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию, был рекомендован в Академию Общественных наук при ЦК партии. Будучи директором института, И.Н. Нарушевич вел занятия по истории СССР, много читал лекций в городе и области, выступал со статьями в прессе, был депутатом горсовета, выдвигался кандидатом в Верховный Совет СССР, но свою кандидатуру снял.
Заместителем директора по учебной и научной работе в июле 1941 г. была назначена Козлова Зоя Ивановна, 1914 г. рождения, кандидат математических наук, прибыла в институт по направлению Наркомпроса в 1940 г. Это был хотя и молодой, но хорошо подготовленный для вузовской работы специалист. Зоя Ивановна возглавляла кафедру математики, пользовалась большим уважением в коллективе.
Заместителем директора по учительскому институту был опытный преподаватель и партийный работник Сухоруков Владимир Сергеевич, преподаватель истории партии. Он же в первые военные годы возглавлял и партийную организацию института.
Заместителем директора по ОЗО был назначен Тильба Арнольд Петрович, выпускник института, биолог, 1913 г. рождения. В 1936 г. он закончил факультет естествознания и как отличник учебы был оставлен для работы в институте. В дальнейшем он стал одним из авторитетнейших руководителей института.
В целом в институте к началу войны было более 40 преподавателей, работавших на 11 кафедрах. Вне кафедр в подчинении учебной части института вели работу военрук (М.С. Захматов), физрук (К.А. Хитров), преподаватели иностранных языков Г.П. Кук, В.В. Вормс-Иванова, Е.А. Иванова.
Организаторами художественной самодеятельности были Н.И. Темников и О.В. Хворова.
В 1941-1942 учебном году в БГПИ работали в дневном пединституте 3 факультета: физико-математический (72 студента), филологический (158 студентов) и естествознания (75 студентов).
На двухгодичном учительском были также три факультета: естествознания (34 студента), истории (54 студента) и географический (54 студента).
Выпускные курсы педагогического и учительского институтов по указанию Наркомпроса в связи с острым дефицитом учительских кадров в октябре-декабре 1941 г. завершили обучение досрочно: в октябре были выпущены студенты учительского института, в декабре 1941 г. досрочно сдали государственные экзамены и получили дипломы 50 выпускников педагогического института.
Для студентов других курсов была разработана программа также ускоренного обучения – на три года.
Это было далеко не просто – программу четырехлетнего обучения освоить за три года. Но и студенты, и преподаватели с этой задачей успешно справились, хотя постоянно возникало много трудностей с учебной литературой, с обеспечением студентов питанием, с постоянным отвлечением на сельскохозяйственные работы в колхозы и совхозы области. Мобилизация в армию также сказывалась на работе: уходили в армию опытные и хорошо подготовленные работники, их приходилось заменять менее опытными.
В первый же учебный год в условиях войны были мобилизованы в армию более 10 преподавателей: М.П. Лащенов, П.Г. Лобанов, С.Г. Бугрименко, Г.Г. Жлобин, Ф.А. Цвид, А.М. Долгих (зав. кафедрой физики), П.И. Филиппов (зав. кафедрой географии), С.И. Секисов, Л.А. Петровский и др.
Был мобилизован и ушел на службу в армию заместитель по АХЧ Гертман Николай Николаевич, опытный и зрелый хозяйственник.
В первый же учебный год в войну были призваны в армию и ушли из института 39 студентов: И.В. Бойко, В.П. Вокин, Д.П. Фаловский, М.М. Евсеев, П.И. Горшков, Б.М. Глотов, А.А. Чешев, Ф.В. Черепашкин, К.В. Чепорнюк и другие. В том числе в апреле 1942 г. добровольно ушли в армию 17 девушек-студенток. Приказом по институту от 9 апреля 1942 г. были отчислены из числа студентов в связи с уходом в армию следующие студентки:
I. По пединституту:
1. Каштанова Ю.С.
2. Косицина А.Н.
3. Гусевская Е.П.
4. Резникова Н.Я.
5. Ренева Т.Г.
6. Жирнова Е.Л.
7. Ючкова Е.В.
8. Попова Е.Я.
9. Кацуба Р.К.
10. Суслова М. Г.
11. Савенко В.В.
II. По учительскому институту:
1. Древель В.Р.
2. Лысанская Л.А.
3. Нудьга А.И.
4. Симонова 3.И.
5. Останцева А.К.
6. Черненко О.П.
ПРИКАЗ № 19
по Благовещенскому госпединституту
от 18 февраля 1942 года
Отчислить из числа студентов Благовещенского педагогического и Учительского института с 20-го февраля 1942 года, в связи с призывом в ряды РККА следующих товарищей:
1. Глотова Б.М. – студента 3 курса литфака
2. Черепашкина Ф.В. – студента 3 курса литфака
3. Чешева А.А. – студента 3 курса литфака
4. Овчинникова В.М. – студента 2 курса естественно-географического факультета
5. Васильева А.В. – студента 3 курса физмата
6. Вокина В.П. – студента 3 курса физмата
Директор Благовещенского
госпединститута –
И.Н. Нарушевич
В связи с сокращением числа преподавателей в институте были проведены некоторые организационные изменения: были упразднены кафедры истории, географии и зоологии. Преподаватели кафедры истории были включены в состав кафедры основ марксизма-ленинизма, а других упраздненных кафедр подчинены непосредственно деканатам.
К концу первого учебного года в годы войны в институте осталось 34 преподавателя на 7 кафедрах и при деканатах.
Деканами в 1941-1942 учебном году были Л.М. Баранчеев (факультет естествознания), филологического факультета – Г.П. Иванов.
Кафедрами руководили в первый военный учебный год: ОМЛ – Адам Васильевич Блоцкий, педагогики – Андрей Игнатьевич Ельяшук, математики – З.И. Козлова, физики – А.М. Долгих, а после его ухода в армию – В.З. Солнцев; химии – В.П. Костюченко, ботаники – П.А. Плутякова, литературы – П.Г. Креко-тень, русского языка – К.А. Тимофеев.
В первый военный год институт жил в тревожной и напряженной обстановке: за Амуром готовилась к вторжению в пределы СССР миллионная Квантунская армия Японии. Студенты и преподаватели постоянно работали на строительстве оборонительных сооружений, интенсивно изучали военное дело. В институте были организованы курсы по изучению стрелкового оружия, медсестер, лыжников и т.д. К тому же с учетом предстоящих сельскохозяйственных работ были созданы курсы трактористов, комбайнеров, шоферов.
В весеннюю и летнюю пору студенты и преподаватели работали в подсобном хозяйстве института, на полях колхозов и совхозов.
И вместе с тем, как и весь советский народ, студенты и преподаватели жили общими помыслами и надеждами: под девизом «Все для фронта, все для победы».
Уже в первый военный год были собраны в фонд обороны 21 тысяча рублей, на 70 тысяч были пожертвованы облигации, в фонд обороны преподаватели решили отчислять ежемесячно однодневный заработок, собирали средства на танковую колонну, на самолеты.
Первый военный год завершился также досрочным выпуском студентов третьего курса пединститута: получили дипломы и были направлены на работу 82 выпускника пединститута и 25 учительского.
В последующие годы в условиях войны институт продолжал жить с не меньшим напряжением, но произошли некоторые изменения и организационные преобразования.
В конце февраля 1943 г. с поста директора по личному заявлению ушел И.Н. Нарушевич. Директором института с 1 марта 1943 г. стал Осьмаков Иван Иванович.
И.И. Осьмаков родился в 1897 г., прошел большую жизненную школу в Донбассе на шахтах, в Красной Армии, работал на политической и газетной работе, учился в академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в аспирантуре, в 1938 г. по партийной мобилизации был направлен редактором газеты «Советская Колыма», с 1941 г. был на партийной работе в Хабаровске. 1 марта 1943 г. по рекомендации Хабаровского крайкома партии был направлен на работу директором Благовещенского пединститута.
Произошли некоторые кадровые перестановки и в подразделениях института: 1 октября 1941 г. заместителем директора по учебной и научной работе был назначен Костюченко Валериан Павлович, доцент, кандидат химических наук, зав. кафедрой химии. В этой должности он проработал немногим более года, и 27 ноября 1943 г. новым заместителем директора по учебной и научной работе был назначен Баранчеев Леонид Михайлович, бывший зав. кафедрой зоологии.
Деканом физмата в конце 1942 г. был назначен Ибрагимов Мамет Ибрагимович, кандидат математических наук, доцент; деканом факультета естествознания с ноября 1943 г. стал профессор М.М. Самбикин, с августа 1944 г. В.С. Виршо, также доцент, кандидат биологических наук.
Деканом филологического факультета был назначен Богданов Иван Герасимович, а после его мобилизации в армию в 1943 г. – К.А. Тимофеев.
Кафедрой ОМЛ в 1942 г. стал заведовать направленный из Хабаровска Троицкий Петр Николаевич, а Блоцкий ушел на партийную работу в обком партии.
Кафедрой химии стал заведовать профессор Акунян Иван Амбарцумович, кафедру географии, восстановленную в 1943 г., возглавил доцент В.М. Корниенко, а с 29 ноября 1943 г. профессор М.М. Самбикин.
С кафедры литературы ушел в дипломатическую академию П.Г. Крекотень, зав. кафедрой был назначен Смоляков Алексей Васильевич.
В 1944 г. была восстановлена кафедра истории, ее возглавил И.Н. Нарушевич. В 1944 г. была создана кафедра всеобщей истории, заведующим которой был назначен Ваяхин Виктор Алексеевич, талантливый и очень авторитетный преподаватель.
В 1943 г. в институте была создана военная кафедра, первым заведующим которой стал Яшин Иван Фомич (ст. лейтенант), с 1 декабря 1944 г. военной кафедрой руководил Алексеев Михаил Васильевич, капитан, окончивший Академию Генерального штаба.
Как и в первый военный год, уходили по мобилизациям в армию преподаватели и студенты. Но институт продолжал уверенно выполнять свои основные функции – готовить кадры для народного образования.
Работа в годы войны шла на высоком деловом уровне.
Важнейшими задачами политико-воспитательной работы в годы войны являлись: мобилизация всех сил и средств коллектива на оказание всемерной помощи Красной Армии; усиление внимания и практической готовности коллектива педагогического института к войне на границе Дальнего Востока; активизация всех членов коллектива на преодоление трудностей в учебе и хозяйственно-бытовой жизни института.
Преподаватели особое внимание уделяли патриотическому воспитанию в преподавании своих дисциплин. Усилилась воспитательная работа со студентами. Программы ряда общеобразовательных курсов были увязаны с задачами текущего момента. Для студентов читались лекции о Великой Отечественной войне, о любви к Родине, о международном положении. Традиционными в годы войны стали институтские «вторники». Здесь делались научные сообщения, читались лекции. Такие мероприятия собирали большую аудиторию: присутствовали студенты, научные работники института, учителя школ и техникумов, интеллигенция города. Люди узнавали правду о войне.
В период Великой Отечественной войны задача обеспечения общеобразовательных школ области зрителями становилась одной из острейших общегосударственных проблем, решение которой требовало значительных усилий со стороны советских административных органов, отделов народного образования. Поэтому особое внимание было обращено на подготовку учительских кадров в местных педагогических учебных заведениях, в частности в Благовещенском педагогическом и учительском институтах. Но, к сожалению, с началом войны контингент студентов уменьшился.
За годы войны выпуск специалистов по пединституту сократился почти вдвое. Особенно наглядным в этом отношении был 1943 год, когда, по сравнению с 1941 г., количество выпускников уменьшилось почти в четыре раза, выпуск был произведен только на естественно-географическом факультете учительского института. Отсутствие выпускников в 1943 году объяснялось досрочным выпуском студентов в 1942 году.
Острая нехватка учителей в школах области потребовала принятия ряда чрезвычайных мер.
В ноябре 1943 года снова открылся географический факультет, а в 1944 году на базе второго курса учительского института был открыт исторический факультет пединститута. В 1943-1944 учебном году в институте обучалось 373 студента и работало 45 преподавателей. Расширилась учебно-производственная база, увеличилось число кабинетов, возобновилась работа студенческих научных кружков. Много внимания уделялось формированию личности советского учителя. Коллектив преподавателей института выполнял основную задачу – готовил новое поколение советских учителей, достойных своего народа.
В годы Великой Отечественной войны коллектив преподавателей и студентов института, как и весь народ, самоотверженно трудился для приближения светлого дня Победы. Архивные документы хранят приказы по институту с краткой формулировкой: «Отчислить в связи с уходом в РККА». Среди них, уходивших в армию, – преподаватели С.X. Секисов, С.Г. Бугрименко, Ф.А. Цвид, И.Г. Богданов, К.А. Хитров, Л.А. Покровский, И.А. Паленко, Ф.С. Климахин и другие.
Ушли в армию десятки студентов: П.Я. Холостое, Т.У. Мухин, Г.А. Малютенко, А.А. Чешев, Б.А. Горкин, В.Г. Китаев, Ф.В. Черепашкин, К.В. Черепорнюк, Г.Н. Теплоухов и многие другие. Не отставали от юношей и девушки: А.Н. Косицина, Е.П. Гусевская, Н.Я. Резникова, Т.Г. Ренева, Е.Л. Жирнова, Е.Я. Попова, М.Г. Суслова и другие уходили добровольцами.
Прошли с боями по фронтовым дорогам через все годы войны и вернулись в институт, удостоенные правительственных наград, С.Г. Бугрименко, А.А. Чешев, Ф.А. Цвид, Ф.С. Климахин, И.А. Паленко и другие. Многие студенты и преподаватели института пали смертью храбрых: И.Г. Богданов, А.А. Абрамов, А.П. Богданов, А.В. Волков, И.Д. Горский, Д.Н. Рябихин, Ф.В. Черепашкин и многие другие. Институт помнит их и гордится ими!