Инклюзивное образование


Инклюзивное образование

В 2008 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, взяв на себя обязательство обеспечить людям с инвалидностью равенство, доступ-ность среды, образование и возможность трудиться, участие в культурной жизни и индивидуальную мобильность.

Получение образования лицами с инвалидностью и ОВЗ, в том числе высшего, регламентируется рядом нормативно-правовых актов, основными их которых являются:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)

2. Конвенция о правах инвалидов

3. Федеральный закон № 46-ФЗ от 03.05.2012 г. "О ратификации конвенции о правах инвалидов"

4. Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

5. Приказ Минобрнауки России N 1309 от 09.11.2015 (ред. от 18.08.2016) "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".

6.Приказ Минобрнауки России N 1399 от 02.12.2015 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования"

7. Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 N 1076 (ред. от 10.02.2023) "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59805)

8.Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 (ред. от 27.03.2020) "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 N 38132)

9.Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 N 245 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 N 64644)

10. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" (вместе с "Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования")

11.Письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 N 01-50-174/07-1968 "О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья"

12. Приказ Минтруда России от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики"

13. <Письмо> Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06-281 "О направлении Требований" (вместе с "Требованиями к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 26.12.2013 N 06-2412вн)

14. Методические рекомендации по организации<Письмо> Минобрнауки России от 16.04.2014 N 05-785 "О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса", утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн)

15. "Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования" (утв. Минобрнауки России 29.06.2015 N АК-1782/05)

16. "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр)

В последние годы БГПУ ведет планомерную работу по формированию системы инклюзивного обучения студентов с различными нарушениями здоровья, создает условия для получения качественного образование и возможности позитивной самореализации. Одна из основных задач университета – помощь людям с инвалидностью и ОВЗ в преодолении своих ограничений, в профессиональном становлении и самореализации, конкурентоспособности на рынке труда.


Доступная среда

Университет сегодня – это образовательный комплекс, состоящий из 3 учебных локаций и 4 студенческих общежитий. В каждом учебном корпусе обеспечена частичная архитектурная доступность и готовность к обучению лиц с нарушениями различных нозологических групп.


Сопровождение инклюзивного образования

В БГПУ осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса обучающихся с инвалидностью, включающее организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, социальное, технологическое сопровождение.


Организация образовательного процесса

Университет предоставляет возможность получения образования по следующим образовательным программам:

- общее образование (8-11 класс) на базе лицея БГПУ

(E-mail codobgpu@yandex.ru 8(4162) 771-784)

- среднее профессиональное образование (на базе 11 классов)

(E-mail: otdel220@bgpu.ru, тел. 8(4162) 99-16-08)

- высшее образование: бакалавриат, магистратура, аспирантура

(E-mail: otdel220@bgpu.ru, тел. 8(4162) 99-16-08)

В БГПУ созданы специальные условия для получения образования лицами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации.

Программы учебных дисциплин содержат раздел «Особенности изучения дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». При необходимости могут быть адаптированы с учетом конкретных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающегося.

Предусмотрены возможности проведения вступительных испытаний, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов с инвалидностью с учетом их особенностей и состояния здоровья; установление особого порядок освоения дисциплины (модулей) «Физическая культура и спорт» и адаптивной физической культуры; разработка индивидуальных учебных планов и графиков.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов, выбора места прохождения практики, то необходимо обратиться с письменным заявлением в отдел социального сопровождения обучающихся.


Содействие трудоустройству

В университете существует отдел практики и трудоустройства обучающихся. Основная цель деятельности отдела установление и расширение партнерских связей с организациями, предприятиями и фирмами, выступающими в качестве работодателей для обучающихся и выпускников университета по вопросам организации производственных практик, временного и постоянного трудоустройства в том числе обучающихся (выпускников) с инвалидностью и ОВЗ.

Студенты с инвалидностью участвуют в ярмарках вакансий, мастер-классах специалистов по карьерному консультированию, получают возможность развить знания и навыки для успешного трудоустройства, повышения уверенности в собственных возможностях, совершенствования навыков эффективной самопрезентации, взаимодействия с потенциальными работодателями.


Толерантная социокультурная среда

Обучающиеся с инвалидностью – активные участники факультетских мероприятиях, студенческих клубов, коллективных посещений театров, музеев, выставок.

Система студенческого самоуправления в группах, на факультете и общевузовском уровне позволяет охватить разные категории обучающихся, включая их в добровольческую, патриотическую, творческую и другие направления молодежной политики.

В 2023 году обладателем премии губернатора Амурской области в сфере добровольчества стал сотрудник БГПУ – Лихачева Карина Сергеевна, в номинации «социальное волонтерство». Созданный на базе вуза «Добро.Центр» также создает условия для включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социальную активность в вузе и на уровне города, региона.


Стипендии и другие виды материальной поддержки

При зачислении в БГПУ студентам с инвалидностью назначается академическая государственная стипендия (зависит от результатов обучения, отменяется при наличии академической задолженности), государственная социальная стипендия, предоставляется возможность получения материальной помощи, компенсирующей затраты на лечение и медикаменты, приобретение средств реабилитации.



Нормативные правовые и иные акты


Паспорта доступности

ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (центральный корпус)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (Корпус А)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (Корпус Б)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (Корпус В)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (Корпус Г)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (комбинат питания)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (общежитие №2)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (общежитие №3)
ПАСПОРТ доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования (общежитие №5)


Акты обследования

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Комбинат питания БГПУ)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Корпус А)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Корпус Б)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Корпус В)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Корпус Г)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (Центральный корпус)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (общежитие 2)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (общежитие №3)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (общежитие №4)
Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности ОСИ № 10 (общежитие №5)