БГПУ

«Маленькая академия большого роста»

Подготовка к школе детей с ОВЗ

Подготовка к школе детей с ОВЗ имеет свою специфику, обусловлен-ную особыми образовательными потребностями каждого из них. При этом важно учитывать эмоциональное, физическое состояние, уровень познава-тельного развития, которые определяют возможность к самостоятельности в детской деятельности.

Готовность к школьному обучению предполагает, что у детей с ОВЗ к семи – восьми годам сформированы универсальные действия (умения):

- принятие и понимание условий задания;

- определение поставленной цели (задачи);

- выбор средств, нахождение способов выполнения задания;

- правильная оценка и самоконтроль,

- а также умение ориентироваться на систему правил, слушать и выполнять инструкцию взрослого, работать по образцу, про-являть самостоятельность в различных видах детской деятель-ности.

Коррекционная работа.

Эти умения формируются во всех видах детской деятельности: в предмет-ной, игровой, продуктивной, трудовой, которые и включают в себя общие универсальные действия и характеризуют произвольность поведения и действия ребенка с ОВЗ, что является одним из условий перехода его к учебной деятельности.

В социально-коммуникативном развитии уделяется внимание фор-мированию средств общения (невербальных и вербальных) с незнакомыми взрослыми, выстраиванию партнерских отношений со сверстниками, по-ложительному взаимодействию детей в различных играх. Так, в ходе сю-жетно-ролевой игры дошкольники осваивают представления о социальных взаимоотношениях, обучаются действиям по установленным правилам, осваивают навыки самоконтроля, у них формируются элементы самостоя-тельных учебных действий.
Дети учатся:

- адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях; 

- эмоционально реагировать на доброжелательное отношение к себе со стороны окружающих, проявлять самостоятельность в быту; 

- основным культурно-гигиеническим навыкам; 

- отзываться на просьбу других людей, положительно относиться к труду взрослых и к его результатам.
В коррекционном обучении выделяется задача по формированию элемен-тов самооценки и самоконтроля собственных действий и поступков:

умение оценивать свои поступки и действия; 

самостоятельно участвовать в знакомых подвижных и музы-кальных играх; 

выполнять упражнения из комплекса утренней зарядки или разминки, ориентироваться в знакомых помещениях и т.п.

В познавательном развитии в старшем дошкольном возрасте у детей фор-мируется знаково-символьная деятельность в процессе игровой и продук-тивных видов деятельности. Особое внимание уделяется формированию временных представлений (о времени суток, днях недели, временах года), практической ориентировки во времени; количественных представлений (сравнение множеств, формирование графического образа цифры и реше-ние простых задач).

Детей учат проявлять интерес к познавательным задачам:

выполнять задания по классификации знакомых предметов и картинок,

находить предметы по описанию,

раскладывать последовательно серию сюжетных картинок,

соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией и т.п.

Большое место на занятиях отводится подготовке дошкольников к овладению графическими навыками и элементами грамоты:

развитию ручной и мелкой моторики,

формированию графического образа буквы,

соотнесению буквы и звука,

умению составлять простые предложения по действиям и иллюстрациям,

осуществлять звуковой анализ слова.