© I.Kovalenko                                                                            Семинары                       

 
На главную страницу

Nota Bene

Сборник тем

Планы семинаров

Банк студенческих работ

Памятка

Глоссарий

Библиографический список  
 

Nota Bene

 

При подготовке к семинарам:

Форма предъявления задания на ваш выбор: защита собственного исследования, мини лекция-монолог, бинарная лекция, диалог с аудиторией, комментарий в блоге Book Lovers по соответствующему автору (http://irina-alicelovers.blogspot.com/), словесное облако (см. примеры в Банке студенческих работ, на сайте http://www.wordle.net/) и т.д.

Помните: главное в работе по литературе личностное восприятие текста. Образцы заданий представлены в Банке студенческих работ.

назад

Планы семинаров

СЕМИНАР 1. РИЧАРД III, МАКБЕТ

Всем: прочитать и иметь с собой тексты ("Ричард III" в пер. Анны Радловой, "Макбет"  в пер. Бориса Пастернака). Выучить  монолог на выбор в оригинале или русском переводе (не менее 5 строк). Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже.

1. Сделайте лингвистический анализ фрагмента, в котором Ричард соблазняет леди Анну (Акт 1, сц. 2) / отрывка, где мать, герцогиня Йоркская, проклинает Ричарда (Акт 4, сц. 4).

2. Изучите образ шекспировского Ричарда III и сопоставьте его с историческим Ричардом. Краткий алгоритм работы: сравнение внешности, личностных качеств, речевая характеристика, анализ их роли в судьбе государства и близких, выводы. NB: Используйте обилие примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

3. Подготовьте драматизацию понравившегося фрагмента.

4. Прочтите публикацию “Do you need anything to enjoy Shakespeare?” в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

5. Оцените роль пророчеств в трагедии “Макбет”. Почему, с вашей точки зрения, во многих трагедиях присутствуют сверхъестественные силы? Как сбываются пророчества ведьм в “Макбете”?

6. Сделайте сопоставительный анализ образов шекспировской леди Макбет и Катерины Измайловой (очерк Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"). Краткий алгоритм работы: сравнение внешности героинь, их личностных качеств, речевая характеристика, анализ роли в судьбе близких, значение образов, выводы. Данный алгоритм универсален при выполнении сопоставительного анализа и характеристики героев по любой теме.

7. Охарактеризуйте образ Макбета. Проследите его поступки на протяжении пьес и оценку этого героя окружающими. NB: Используйте обилие примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

8. Посмотрите фильм “Макбет” из цикла Shakespeare Retold / Шекспир. Перезагрузка: (BBC, 2005). Напишите рецензию, сопоставляя киноверсию с пьесой. NB: Только после прочтения пьесы! Опубликуйте ее в комментариях к посту “ShakespeaRe-Told” / ShakespeaRe-Told: Шекспир не ошибся!” в блоге Book Lovers.

9. Прочтите публикации "Оглушительный “Макбет”, "Happy Birthday, Shakespeare!", "шекспировская неделя: послесловие", "Шекспир: цифры и числа", в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

        10. Подготовьте квиз "Узнайте героя по цитате" по пьесам "Макбет" и "Ричард III".

назад

СЕМИНАР 2. ШЕКСПИР - КОМЕДИОГРАФ

Всем: прочитать "Сон в летнюю ночь” и иметь с собой текст. Выучить монолог на выбор в оригинале или русском переводе (не менее 5 строк). Выписать понравившиеся цитаты.  Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже.

1. Охарактеризуйте образ  Гермии / Елены / Титании (“Сон в летнюю ночь” / Midsummer Nights Dream), Беатриче (“Много шума из ничего” / Much Ado About Nothing), Катарины (“Укрощение строптивой” / The Taming of the Shrew). NB: В заданиях любой темы, связанных с анализом текста, характеристикой героев, рекомендуется использование обилия примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

2. Исследуйте прочитанную комедию, акцентируя внимание на количестве и составе действующих лиц, а также порядке их появления на сцене. Докажите, что Шекспир писал для театра, а не для чтения.

3. Подготовьте драматизацию фрагмента из понравившейся комедии Шекспира.

4. Посмотрите фильм “Сон в летнюю ночь” / “Много шума из ничего” / “Укрощение строптивой” из цикла Shakespeare Retold / Шекспир. Перезагрузка: (BBC, 2005). NB: Только после прочтения пьесы! Напишите рецензию (благожелательную или отрицательную, в зависимости от вашего впечатления). Опубликуйте ее в комментариях к посту “ShakespeaRe-Told” / ShakespeaRe-Told: Шекспир не ошибся!” в блоге Book Lovers.

5. Прочтите публикацию “Диктатура Шекспира” / "Сон в шалую белую ночь" в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

6. Подготовьте презентацию на тему “Сон в летнюю ночь” в музыке, живописи и театре".

назад

СЕМИНАР 3. КОРОЛЬ ЛИР, ГАМЛЕТ

Всем: прочитать и иметь с собой тексты ("Король Лир" в пер. Бориса Пастернака, "Гамлет" в пер. Михаила Лозинского). Выучить монолог на выбор в оригинале или русском переводе (не менее 5 строк). Выпишите понравившиеся цитаты. Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже.

1. Выберите в трагедии “Король Лир” / King Lear список слов и выражений, использованных для раскрытия оппозиции зрение – слепота. Проследите эту оппозицию в линии Глостер и сыновья, Лир и дочери. Подготовьте сообщение на тему “Слепота физическая и душевная”.

2. Проанализируйте средства, которые использует драматург для усиления эмоционального воздействия в сцене бури в "Короле Лире" (Акт III, сцены 1, 2, 4). NB: Используйте обилие примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

3. Составьте список злодеев в “Короле Лире”. Сопоставьте их личностные и речевые характеристики, проанализируйте роль каждого в судьбе Лира и государства.

4. Подготовьте драматизацию понравившегося фрагмента.

5. Проанализируйте поведение Гамлета во II и III актах. Как Вы понимаете слова Полония: "Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность" (пер. М. Лозинского)? Помните, что в оригинале в речи Полония звучит термин method: "Though this be madness, yet there is method int" (II акт, сцена 2).

6. Найдите и проанализируйте монологи Гамлета, отражающие его отношение к человеку (Акт IV, сц. 4 и др.). Прокомментируйте контекст и докажите, что это отношение противоречиво.

7. Составьте характеристику Гертруды-матери. Проанализируйте ее поведение в сцене 4 (III акт), сцене 2 (V акт) и других эпизодах.

8. Охарактеризуйте образ Гамлета. Проследите его поступки на протяжении пьес и оценку этого героя окружающими. NB: Используйте обилие примеров, цитат из текста с собственной интерпретацией.

9. Прочтите публикацию “Такие разные Гамлеты”, "Нужны ли Гамлету версии?", Читать Шекспира сегодня? Зачем?, "Нет повести прекраснее на свете", "летние шекспировские чтения 2015", "Шекспировские чтения: лето 2016", "Anonymous?" в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

10. Прочтите публикацию "А жить так мало оставалось" в блоге Book Lovers, выучите наизусть и прокомментируйте упомянутое стихотворение Б. Пастернака.

11. Подготовьте квиз "Узнайте героя по цитате" по пьесе "Гамлет".

назад

СЕМИНАР 4. ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА: БАЙРОН, БЛЕЙК, БЕРНС, ШЕЛЛИ, КИТС

Всем: Послушать и выучить наизусть один из стихов: Д.Г. Байрона "She Walks in Beauty", фрагмента поэмы "Дон Жуан" (Don Juan, Canto 1, Part 1), Роберта Бернса "A Red, Red Rose", Джона Китса "Ode on Melancholy", Уильяма Вордсворта "She Was a Phantom of Delight" и Уильяма Блейка: "The Shepherd", "Infant Boy", "The Blossom", "The Tiger", "Nurses Song" + одно из заданий ниже на выбор:

1. Уильям Блейк (William Blake, 1757-1827). Найдите в стихах (Пастух, Цветок, Заблудившийся сын, Маленький трубочист и др.) и гравюрах Блейка символы, отражающие сущность романтического конфликта, двоемирия и мировой скорби. 

2.  Сделайте сопоставительный стилистический анализ фрагмента "Поэмы о Старом Моряке" Сэмюэла Кольриджа (Samuel Taylor Coleridge, 1772-1834) в оригинале и переводе Н. Гумилева / баллады Роберта Саути (Robert Southey, 1774-1843) "Доника" в оригинале и переводе В.А. Жуковского. Какие изменения в содержание и размер вносят русские переводчики?

3. Прочтите и прокомментируйте эссе Роберта Саути “Библиотека”. К кому и зачем обращен призыв Саути в начале? Подумайте над мыслью автора: “Людей, избравших своим занятием литературу, часто сравнивают с пчелами, что мед не для себя собирают”.

4. Джордж Гордон Ноэль Лорд Байрон (George Gordon Byron, 1788-1824)

а) Изучите понятие "спенсеровой строфы", воспользовавшись в числе прочего, предисловием к поэме "Паломничество Чайльд-Гарольда" / Childe Harolds Pilgrimage. Выберите понравившийся фрагмент и проанализируйте звучание, задаваемое данной строфой.

б) Выполните компаративный анализ образов Чайльд-Гарольда и Евгения Онегина (Краткий алгоритм работы: сравнение внешности героинь, их личностных качеств, речевая характеристика, анализ роли в судьбе близких, значение образов, выводы). Проследите сходства и отличия героев.

в) Выпишите и посчитайте примеры употребления имени Байрона и его персонажей в поэме Пушкина "Евгений Онегин" (Например, певца Гяура и Жуана; москвич в Гарольдовом плаще). Оцените влияние Байрона на творчество Пушкина.

г) Подготовьте чтение по ролям и стилистический анализ 11 и 13 частей второй песни "Корсара" / The Corsair. Обратите внимание на ритмический рисунок звучания в оригинале и русском переводе.

д)  Охарактеризуйте образ Конрада из поэмы "Корсар" / Гяура из одноименной поэмы. Выделите черты, относящиеся к собирательному образу байронического героя. 

е) Прочтите философскую драму "Каин" / Cain и подготовьте сообщение на тему “Байроновская интерпретация библейского сюжета”. В предисловии Байрон заверяет, что “сохранял, насколько позволял стих, подлинные слова библейского текста”. Насколько он следует своему заверению?

ж) Подготовьте заочную экскурсию по Стамбулу с Байроном и Петром Вайлем (на материале книги П. Вайля “Гений места”, глава “Босфорское время / Слеза на ветру”). В презентации использовать иллюстрации и текст.

з) Сделайте сопоставительный анализ образов Дон Жуана Байрона и Дон Гуана из пьесы А.С. Пушкина “Каменный гость”.

5. Прочитайте пост “To listen and stare” / “Do we need poetry?” / “Жизнь – это совпадение случайностей?” / “Поэзия – это наилучшие слова в наилучшем порядке / "Your’s ever, fair star",  в блоге “Book Lovers” и опубликуйте эссе-впечатление в форме комментария.

6. Прочтите “Песенку о себе” Джона Китса (John Keats, 1795-1821) и охарактеризуйте образ автора-героя.

назад

СЕМИНАР 5. КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ XIX ВЕКА: ДИККЕНС, ТЕККЕРЕЙ, Ш. БРОНТЕ

Всем: Подготовить одно задание на выбор из предложенных ниже.

1. Подготовьте сопоставительную характеристику критического реализма ХIХ века,  реализма Возрождения и просветительского реализма XVIII века. Оформите как графическую работу или формально-логическую модель (См. Глоссарий).

2. Согласно Энгельсу, “реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Проследите отражение определения Энгельса в романе Ч. Диккенса на выбор и романе Ш. Бронте “Джейн Эйр”.

3. Ч. Диккенс (Charles Dickens, 1812-1870)

а) Сгруппируйте образы из прочитанного романа Диккенса согласно трем категориям: голубые / идеальные герои, чудаки, злодеи. Охарактеризуйте каждый тип пятью-шестью предложениями (на примере конкретных персонажей).

б) Напишите эссе "Диккенсовские чудаки" на основе романов "Большие надежды", "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим" / David Copperfield, "Записки Пиквикского клуба" / The Posthumous Papers of the Pickwick Club и др.

в) Подготовьте сообщение на тему "Детские образы Ч. Диккенса" (на материале романов "Лавка древностей" / The Old Curiosity Shop, "Большие надежды" / Great Expectations, "Оливер Твист" / Oliver Twist, и др.).

г) Охарактеризуйте палитру смешного у Диккенса, подобрав в текстах романов (“Добмби и сын”, “Посмертные записки Пиквикского клуба”, “Большие надежды” и др.) примеры иронии, сатиры, сарказма, юмора слов, юмора ситуаций и т.д. По Аристотелю, "Смешное – это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное". Как вы считаете, смешное у Диккенса сообразно мнению Аристотеля?

д) Изучите линию Бетси Тротвуд, бабушки Дэвида Копперфилда в автобиографическом романе Ч. Диккенса. Обратите внимание на способы изображения комического в поведении Бетси. Благодаря каким качествам этот образ вызывает симпатию читателей? Подготовьте сообщение на тему о взаимоотношениях стариков и детей в творчестве Диккенса (на материале романов "Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим" и "Лавка древностей").

е) Подготовьте драматизацию фрагмента о явлении Духов прошлого, нынешнего и будущего Рождества из "Рождественской песни" / A Christmas Carol Ч. Диккенса.

ж) Подготовьте к защите исследование на тему “Судьба женщины в викторианскую эпоху” (на материале романа Диккенса "Торговый дом Домби и сын" / Dombey and Son).

з) Охарактеризуйте образ мистера Домби "Торговый дом Домби и сын"). Можно ли проследить эволюцию образа? Сохраняет ли данный образ актуальность в наши дни?

и) Напишите рецензию на прочитанный роман Ч. Диккенса, представив себя критиком викторианской эпохи. Вспомните актуальные проблемы того времени: отношение государства к работным домам и детскому труду, назревшая реформа суда и т.д., прослеживая позицию Диккенса по данным вопросам. NB: Поскольку рецензия содержит оценку, она может благожелательной и неблагожелательной.

4. У. Теккерей (William Makepeace Thackeray, 1811-1863)

Охарактеризуйте образ Эмилии Сэдли / капитана Доббина ("Ярмарка тщеславия" / Vanity Fair). Как вы считаете, она подходит на роль героини? Почему, с вашей точки зрения, в подзаголовке автор указывает: роман без героя?

5. Ш. Бронте (Charlotte Brontё, 1816-1855)

а) Проследите историю взаимоотношений Джейн Эйр и мистера Рочестера в романе "Джейн Эйр".

б) Сделайте стилистический анализ одного из эпизодов: предложение руки и сердца (Chapter 23) / сцена ночного пожара (Chapter 15).

6. Прочитайте пост “Books or movies?” в блоге “Book Lovers” и опубликуйте эссе-впечатление в форме комментария

7. Прочитайте и прокомментируйте эссе Джона Бойнтона Пристли “Расцвет викторианской Англии”. Обратите внимание на фрагменты о поездке У. Теккерея по Америке, о характере Ч. Диккенса и ссоре этих писателей.

8. Прочтите эссе Джона Бойнтона Пристли “Два Уэллера”. Прокомментируйте примеры острот Сэма Уэллера (“Записки Пиквикского клуба”), процитированные автором эссе. Дополните ряд примеров понравившимися вам цитатами из романа.

        9. Прочитайте эссе Джона Бойнтона Пристли “Мистер Микобер” (“Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим”) и выделите тезисы, соответствующие биографии Диккенса.

назад

СЕМИНАР 6. ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX-XX ВВ.

Всем: прочитать О. Уайльд: "Портрет Дориана Грея", одну пьесу: "Как важно быть серьезным" / "Идеальный муж" + выполнить одно задание на выбор:

1. Охарактеризуйте образ главной героини романа Т. Гарди (Thomas Hardy, 1840-1928) "Тесс из рода Д’Эрбервиллей" / Tess of the DUrbervilles. Согласны ли вы с авторским восприятием главной героини или считаете подзаголовок полемическим жестом, вызовом ханжам? Подготовьте характеристику Тесс.

2. Перескажите эпизод из любимого романа Р.Л. Стивенсона (Robert Louis Stevenson, 1850-1894), стараясь сохранить авторское звучание. 

3. Артур Конан Дойл (Arthur Conan Doyle, 1859-1930)

а) Проведите экскурсию по Лондону от лица гида-Шерлока Холмса (на материале книги Петра Вайля “Гений места”, глава “Улица и дом / Имперский уют”).

б) Проследите путь превращения Шерлока Холмса в живую легенду, героя земной мифологии. Перечислите черты характера и увлечения Шерлока Холмса. Согласны ли вы с мнением английского писателя Хескета Пирсона, который считал, что эффект цикла о Холмсе “зависит от яркого сияния центрального персонажа и относительно тусклого мерцания остальных” [Карр,  Дж. Д. Артур Конан Дойл / Дж. Д. Карр, Х. Пирсон. – М.: Книга, 1989. – с. 280]?

4. Оскар Уайльд (Oscar Wilde, 1856 –1900)

а) Подготовьте рассказ о биографии писателя и посмотрите художественный фильм Брайана Гилберта "Wilde". Обратите внимание, как Уайльд рассказывает сыновьям сказку "Великан-эгоист" / The Selfish Giant. Попробуйте рассказать одну из сказок О. Уайльда, как бы обращаясь к детской аудитории.

б) Сделайте подробный анализ отрывка романа “Портрет Дориана Грея” / “Баллады Редингской тюрьмы”  О. Уайльда.

в) Сделайте обзор стилистической специфики в романе “Портрет Дориана Грея”. Подберите примеры лексических средств: сравнений, персонификаций, эпитетов и др. Включите в обзор особенности использования синтаксических и графических средств.

г) Напишите эссе (см. Глоссарий) об особенностях юмора О. Уайльда, и, в первую очередь, об иронии и самоиронии в его жизни и творчестве. Творческим импульсом послужит афоризм О. Уайльда "Если бы пещерные люди умели смеяться, жизнь на Земле сложилась бы иначе".

д) Охарактеризуйте стилистическую специфику пьес О. Уайльда ("Идеальный муж", "Веер леди Уиндермир", "Женщина, не стоящая внимания"). Подберите и прокомментируйте примеры парадоксов.

е) Сделайте авторский перевод отрывка из пьесы О. Уайльда на выбор. Устройте в группе конкурс на лучший перевод с публичным чтением своего варианта.

ж) Изучите проблему alter ego в романах О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” и Р.Л. Стивенсона “Странная история доктора Джекила и Мистера Хайда”. Сопоставьте трактовки феномена двойничества обоих авторов.

з) Напишите рецензию на фильм “Как важно быть серьезным” (2002) / “Идеальный муж” (1999).  Обе экранизации осуществил Оливер Паркер. Насколько бережно обращается режиссер с текстом оригинала? Сохраняет ли фильм атмосферу, присущую данному произведению О. Уайльда?

и) Прочтите эссе "Читать или не читать?" / To Read or Not to Read и выразите свое отношение к классификации книг, представленной автором.

к) Прочтите публикацию Upgrade yourself (обсуждение Топ-25 Е. Севостьяновой) в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

л) Прочитайте пост “The comedy of love, manners and mistaken identity ” в блоге “Book Lovers” и напишите эссе-впечатление о пьесе О. Уайльда в форме комментария.

м) Прочтите публикацию “Incomparable Oscar” в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

5. Составьте список произведений О. Уайльда, Р.Л. Стивенсона, А. Конан Дойла, Р. Киплинга, которые вы рекомендуете для детского чтения c поясняющими комментариями.

назад

СЕМИНАР 7. РЕАЛИЗМ НАЧАЛА XX ВЕКА

Всем: прочитать "Пигмалион" (желательно, в пер. Е. Калашниковой) и “Дом, где разбиваются сердца” (в пер. М. Богословской и С. Боброва) и иметь с собой тексты. Написать по три вопроса к каждой пьесе для обсуждения на семинаре. Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже. NOTE: Те, кто готовят индивидуальные задания, вопросы не пишут.

1. Бернард Шоу (Bernard Shaw, 1856-1950)

а) Охарактеризуйте специфику драматургического метода Шоу и проследите его реализацию в пьесе “Дома вдовца” / Widowers' Houses.

б) Прочитайте предисловие автора к циклу "Три пьесы для пуритан" / Three Plays for Puritans. В чем заключается парадокс названия? Каким образом театры “едва не прикончили” его? Почему он называет театр балаганом? Чего, по мнению театральных антрепренеров, хочет от театра публика? Прокомментируйте размышления автора в предисловии на примере одной из пьес цикла.

в) Проведите исследование образа Наполеона в пьесе Шоу "Избранник судьбы" / The Man of Destiny на основе речевой характеристики. Проследите значение авторских ремарок в презентации героя.

г) Подберите и прокомментируйте примеры парадоксов Шоу (с указанием произведения).

2. Джон Голсуорси (John Galsworthy, 1867-1933)

а) Изучите биографию Голсуорси и проследите факты биографии писателя в "Саге о Форсайтах".

б)  Форсайтовский цикл: "Сага о Форсайтах" / The Forsyte Saga, "Современная комедия" / A Modern Comedy:

 – Расскажите историю любви Сомса к Ирен. Отметьте факты, которые вас поразили.

– Подготовьте характеристику образа Ирен. В чем особенность описания данной героини? Обратите внимание на цветовую гамму в образе героини, походку, манеру держаться и т.п.

– Напишите эссе “Красота мира глазами старика и ребенка” (на материале интерлюдий "Последнее лето Форсайта" / The Indian Summer of a Forsyte и "Пробуждение" / Awakening).

– Охарактеризуйте образ Флер Форсайт. Включите в характеристику взаимоотношения с Сомсом (Флер-дочь), с Джоном (Флер-любовь), с Майклом (Флер-жена). 

        в) Напишите сочинение "Мой любимый герой Голсуорси".

назад 

СЕМИНАР 8. ЛИТЕРАТУРА АМЕРИКАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И РОМАНТИЗМА

Всем: прочитать и подготовиться к обсуждению произведений Вашингтона Ирвинга "Рип Ван Винкль"; Эдгара Аллана По "Падение дома Ашеров", "Ворон" (иметь с собой тексты). Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже.

1. Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859): Рип Ван Винкль/Rip Van Winkle
    – Определите жанр произведения.
    – Подготовьте лаконичный пересказ.
    – Найдите юмористические эпизоды и предложения и определите, к какому типу юмора они относятся (юмор слов или юмор ситуаций).
    – В каких персонажах и с какой целью дублируется натура Рипа?
    – Каково отношение автора к Рипу? Найдите слова и предложения, свидетельствующие о таком отношении.
    – Как бы вы сформулировали идею произведения?
    – Охарактеризуйте образ Рипа. К какому архетипу можно отнести данного героя?

2. Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

а) Прочитайте детективные новеллы Э. По "Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и составьте портрет Огюста Дюпена первого в ряду знаменитых сыщиков, созданных литераторами различных национальных культур. Какими чертами этого детектива наделили позже свои творения А. Конан Дойл,  Ж. Сименон, А. Кристи и другие представители жанра? Сопоставьте характеристику Дюпена с характеристикой Мисс Марпл / Эркюля Пуаро / Шерлока Холмса / комиссара Мегрэ.

б) Проведите исследование готических новелл По ("Падение дома Ашеров", "Лигейя", "Морелла", "Метценгерштейн", "Черный кот" и т.д.) и подумайте над вопросами:
        – Какие слова создают атмосферу ужаса и таинственности?
        – Каким образом автор добивается единства впечатления? По говорил о своих новеллах: "В основе их лежит метод, а также видимость метода". В чем, по вашему мнению, заключается этот метод?
        – Что отличает персонажей данных произведений? Можно ли их  назвать полноценными героями; найти в них черты какого-либо национального характера?
       – Какой двойной смысл несет название "Падение дома Ашеров"? Как называется стилистический прием, использованный автором в названии?

в) Подготовьте обзор статьи Э. По "Философия творчества". Выделите систему основных тезисов, имеющих для автора программный характер. Что такое арабеск в понимании По? Оцените представленную автором схему создания шедевра.

г) Сделайте сопоставительный анализ поэмы "Ворон" / The Raven) или "Улялюм" / Ulalume в оригинале и различных вариантах перевода. Почему Э. По называют властелином ритма?

д) Прочтите публикацию Why read Edgar Poe?в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

назад

СЕМИНАР 9. АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВВ.

Всем: прочитать и подготовиться к обсуждению произведений О. Генри: рассказы "Обращение Джимми Валентайна", "Квадратура круга", "Горящий светильник" (иметь с собой тексты). Индивидуальные задания выбирать из предложенных ниже.

1. Марк Твен (Mark Twain, 1835-1910)

а) Прочтите об истории создания романа «Простаки за границей» (The Innocents Abroad, or the New Pilgrims Progress) в контексте биографии писателя и перескажите наиболее запомнившийся эпизод.  

б) Выделите особенности повествовательной манеры Твена в рассказах (на примере «Рассказа коммивояжера», «Рассказа капитана», «Режьте, братцы, режьте!» и др. на ваш выбор). Что входит в атрибуты его сатиры?

в) Подготовьте сообщение на тему «Принцип историзма в романе «Принц и нищий» (The Prince and the Pauper) / «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee in King Arthurs Court). Вспомните особенности композиции Вальтера Скотта и сопоставьте с ней манеру Твена.

г) Дайте характеристику вашего любимого персонажа из романов о Томе Сойере и Геке Финне. Что делает эти книги популярными среди детей любой эпохи?

д) Прочтите публикацию В ногу с Google!в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

2. Джек Лондон (Jack (John Griffith) London, 1876-1916)

а) Подготовьте сжатый пересказ книги Ирвинга Стоуна «Моряк в седле» художественной биографии Джека Лондона.

б) Проследите отражение идей натурализма в романе «Дочь снегов», A Daughter of the Snows (например, влияние учения Ницше о сильной личности, о преимуществе «расы господ» над «расой рабов», теории Дарвина о выживании сильнейших).

в) «Мартин Иден» (Martin Eden)

В какой мере можно считать роман автобиографией Лондона? Найдите отличия между биографией Мартина Идена и Джека Лондона.

Как происходило превращение неуклюжего матроса в образованного молодого человека? Как Мартин выбирал книги? Как он работал над собой? Какие из его методов самовоспитания и самообразования вы бы рекомендовали тому, кто хочет себя изменить?

Когда и как Мартин решил стать писателем? Можно ли, с вашей точки зрения, назвать его писательскую карьеру типично американской?

Какой философ помог Мартину увидеть закономерности в природе и мире? Что стало для него великим открытием?

В чем, на ваш взгляд, заключалась трагедия Мартина Идена?

3. О. Генри (O. Henry (William Sydney Porter), 1862-1910) 

а) Проанализируйте писательскую манеру О. Генри и выделите ее отличительные черты. Подумайте над вопросами:

  Какие из его рассказов посвящены теме одиночества человека «в толпе», в многомиллионном городе? Кому предназначено сочувствие автора?

  В чем особенность юмора О. Генри? Можно ли назвать его преимущественно городским? На что направлена ирония О. Генри?

  Какую роль играет город в повествовании? С какими чувствами автор рисует Нью-Йорк? Найдите описание города в рассказах «Квадратура круга», «Поединок» и др.

  Как проявляется тяга автора к игре? Чем он играет (только ли словами)?

в) Прочитайте рассказ О.Генри «Обращение Джимми Валентайна» (A Retrieved Reformation) и найдите отличия судьбы героя от судьбы его прототипа Ричарда Прайса. Воспользуйтесь главой  «О. Генри и реальность» из книги А. Старцева «От Уитмена до Хемингуэя».

4.  Теодор Драйзер (Theodore Dreiser, 1871-1945)

а) Напишите мини-лекцию об особенностях американского критического реализма (на основе творчества Т. Драйзера).

б) Охарактеризуйте образ Фрэнка Каупервуда («Трилогия желания»: «Финансист», The Financier, «Титан», The Titan, «Стоик», The Stoic). Каково отношение автора к своему герою? Можно ли назвать трилогию монороманом?

в) Подготовьтесь к обсуждению романа «Американская трагедия» (An American Tragedy). Подумайте над вопросами:

  Первоначально роман назывался «Мираж». Почему, по вашему мнению, Драйзер изменил название?

Какую смысловую нагрузку, с вашей точки зрения, несет неопределенный артикль в названии романа?

  Можно ли назвать роман «эпосом большого города»? Является ли город героем, формирующим взгляды людей? Возможно ли проведение аналогии между образом города у Драйзера и Д.Джойса в цикле «Дублинцы» / О.Генри в урбанистических новеллах?

С какой целью автор вводит обширную сцену суда? С какими произведениями Диккенса перекликается этот роман? Можно ли упрекнуть Драйзера в подражании Диккенсу?

  В чем символичность финала? Вспомните начало романа и скажите, какое стилистическое средство и с какой целью использует автор.

 назад

СЕМИНАР 10. ЛИТЕРАТУРА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Всем: прочитать и подготовиться к обсуждению произведения Э. Хемингуэя "Старик и море”. Попробуйте объяснить, что определило позицию Нобелевского комитета при присуждении Хемингуэю премии за это произведение. Сформулируйте идею. Индивидуальные задания выбирать в разделе "Самостоятельная работа" по теме.

1.  Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway, 1899-1961)

а) Подготовьте рассказ о жизни и творчестве Хемингуэя, воспользовавшись помимо прочих источников романом писателя «Праздник, который всегда с тобой».

б) Проследите создание Хемингуэем духовной истории человека потерянного поколения, три основных звена которой составляют война, возвращение солдата и дальнейшая жизнь в послевоенном мире (на примере рассказа «Дома» из сборника «В наше время», романов «Фиеста» / «И восходит солнце», The Sun Also Rises и «Прощай, Оружие!», A Farewell to Arms).

в) Сопоставьте образ Джейка Бариса («Фиеста») и образ  молодого Хемингуэя (на примере книги воспоминаний «Праздник, который всегда с тобой»). Что их роднит и что отличает? Возможно ли их отождествление? Каким образом заявлена тема «Фиесты» в двух эпиграфах к роману?

г) Проанализируйте образ Фредерика Генри («Прощай, Оружие!»). Объясните, каким образом выражают его отношение к войне размышления героя: «Меня всегда приводят в смущение слова священный, славный, жертва… Мы слышали их иногда, стоя под дождем, на таком расстоянии, что только отдельные выкрики долетали до нас… Но ничего священного я не видел, и то, что считалось славным, не заслуживало славы, и жертвы очень напоминали чикагские бойни, только мясо здесь просто зарывали в землю».

д) Исследуйте принцип построения конфликта в рассказах Хемингуэя «В чужой стране» (In Another Country), «Кошка под дождем», (Cat in the Rain), «Канарейку в подарок», (A Canary for One) и др. Подумайте над вопросами:

Какого рода характеры присутствуют в рассказах Хемингуэя? Почему он часто делает их безымянными (the American wife, her husband, the American lady)? Как вы понимаете его слова: «When writing a novel, a writer should create living people, people not characters. A character is a caricature»?

  Что, с вашей точки зрения, важнее в его рассказах: психология героя или единство внутренней темы? Аргументируйте с использованием примеров из текстов.

Какую роль в его прозе играют детали? Например, в «Кошке под дождем» это - дождь за окном, чужеродное звучание итальянской речи, другая кошка, принесенная американке взамен потерянной? 

Как действует в его прозе закон хемингуэевского айсберга?

Что, по вашему мнению, значительнее усиливает выразительность эмоций в прозе: метафоры и эпитеты или синтаксис?

е) Прочитайте пост “A Tribute to Hemingway” в блоге “Book Lovers” и опубликуйте свое впечатление в форме комментария.

2. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (Francis Scott Fitzgerald, 1896-1940)

а) Прочтите биографию писателя, его эссе «Ранний успех» и письмо Зельде, датированное октябрем 1937? Какие причины побудили Фицджеральда взяться за перо? Как он стал профессиональным литератором? Как он относится к успеху в разном возрасте? Подготовьте портрет-характеристику Фицджеральда.

б) «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925):

Прокомментируйте название романа. В чем величие Гэтсби? Имеет ли этот эпитет двойной смысл?

Изложите подробно тему романа. Возможно ли, с вашей точки зрения, проведение параллели с «Американской трагедией» Т.Драйзера?

Определите жанр произведения. Можно ли рассматривать его как роман воспитания? Если да, по отношению к каким персонажам?

Найдите распорядок дня Гэтсби и скажите, в каких направлениях и каким образом он работал над собой. Как он добивается своей цели и в чем терпит крах?

Выпишите примеры языковых явлений, с помощью которых автор описывает идеал любви Гэтсби, его отношение к Дэзи. Не забудьте о толковании/ комментировании примеров.

– Прочитайте пост “Вера в зеленый огонек” в блоге “Book Lovers” и опубликуйте свое впечатление в форме комментария.

в) «Ночь нежна» (Tender Is The Night, 1934):

Прокомментируйте эпиграф к роману. Какую тональность повествованию задает цитата из «Оды к соловью» Д. Китса?

Сформулируйте кратко основную идею (в 3-5 предложениях).

Проанализируйте структуру романа. Какие кинематографические приемы использует автор?

Охарактеризуйте образ Дика Дайвера. При каких обстоятельствах, чьими глазами мы впервые видим Дика? В чем его трагедия? Кого склонен винить автор? Выразите свое мнение.

В какой мере данный роман можно считать автобиографическим?

г) Прочтите и прокомментируйте письма Фицджеральда дочери Скотти (цикл «Милый цыпленок»,  книга «Фицджеральд Ф. С. Портрет в документах» - М.: Прогресс, 1984. – 344с.)

д) Расскажите о дружбе Фицджеральда с молодым Хемингуэем. Используйте при подготовке письма Фицджеральда к Хемингуэю (цикл «Маршрут судьбы» из вышеназванной книги)  и главы романа Хемингуэя «Праздник, который всегда » (Scott Fitzgerald, Hawks Do Not Share, A Master of Measurements). Как изменились со временем их отношения? Что стало тому причиной?

 назад

СЕМИНАР 11. АЛИСА

Всем: прочитать и подготовиться к обсуждению произведений обеих частей Алисы – “Алиса в стране Чудес”, “Алиса в Зазеркалье”  (иметь с собой тексты).

1.  Подготовьте рассказ о предыстории произведения.

2. Изучите биографию Льюиса Кэрролла и выберите факты, которые могли оказать влияние на создание “Алисы в стране Чудес”, принимая во внимание modus vivendi, парадоксы личности автора.

3.  Охарактеризуйте бессмыслицу/нонсенс как основной прием повествования и ее источники (детский фольклор, традиция шутовства, поэзия абсурда).

4. Сделайте обзор лингвистических приемов, которыми пользуется автор: полисемия, каламбур (pun), омонимия и др.

5. Подберите примеры перевертышей в текстах обеих частей. Напр.: Do cats eat bats? Do bats eat cats? Едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек?

6. Проанализируйте образ Чеширского кота.

7. Выучите наизусть Jabberwocky в оригинале и в русском переводе С. Маршака или А. Щербакова.

8. Сделайте сопоставительный анализ вариантов перевода “Алисы в стране Чудес”, выполненных Н. Демуровой, А. Щербаковым и Б. Заходером (любая глава на выбор).

9. Отразите впечатление от Алисы в форме словесного облака / Wordle.  

10. Прочтите публикацию “Да здравствует Льюис Кэрролл” / “Her MAGICsty Alice / Посвящается вечно юной Алисе Лиддел, "Под знаком Алисы" / "Что происходит, когда заканчивается сказка?", "Alice around the globe" в блоге Book Lovers и опубликуйте свое суждение в форме комментария.

  назад

      Памятка
(как готовить презентацию в Power Point)

назад