© I.Kovalenko                                                                                  Тема 13
                                                         Литература
                                американского Просвещения и романтизма

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалом лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

План семинара

1. Политическая и литературная деятельность Томаса Джефферсона (13 апреля 1743-4 июля 1826), Бенджамина Франклина (17 января 1706-17 апреля 1790), Томаса Пейна (29 января 1737-8 июня 1809).

2. Вашингтон Ирвинг (3 апреля 1783-28 ноября 1859) – родоначальник жанра американской новеллы.

3. Судьба и творчество Эдгара Аллана По (19 января 1809-7 октября 1849). Поэтическое наследие властелина ритма. Новеллы детективного и готического жанров.

4. Джеймс Фенимор Купер (15 сентября 1789-14 сентября 1851) – представитель американского романтизма.

Слева направо: Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин, Томас Пейн, Вашингтон Ирвинг, Эдгара Аллана По, Джеймс Фенимор Купер

 назад

Самостоятельная работа

1. Подготовьте мини-лекцию об особенностях американского Просвещения. Включите в нее философскую основу, основные идеи и жанры в сопоставлении с английским просветительством.

2. Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin, 1706-1790)

а) Прочитайте изречения Бедного Ричарда в трактате Б. Франклина "Путь к богатству" / The Way to Wealth (1757) и выберите фразы, актуально звучащие сегодня. Какие изречения могли бы стать сегодняшними лозунгами для деловых людей?

б) Подготовьте сообщение о сатирических памфлетах Б. Франклина "Как из великой империи сделать маленькое государство", "О работорговле" и др. Обратите внимание на его совет по поводу подбора и смены губернаторов в первом названном памфлете. Как вы думаете, мог бы сегодняшний читатель догадаться, когда написано это произведение, если бы оно было опубликовано анонимно? Что делает памфлет остроактуальным сегодня? Какие его характеристики могли бы выдать время написания?

3. Сделайте конспект "Декларации независимости" Т. Джефферсона (Thomas Jefferson, 1743-1826). Как автор меняет формулу "естественных прав человека", выведенную Джоном Локком: "Жизнь, свобода и собственность"?

4. Вашингтон Ирвинг (Washington Irving, 1783-1859)                                              

а) Объясните литературный прием, использованный В. Ирвингом при издании "Истории Нью-Йорка". Вспомните, кто из английских писателей при публикации каких произведений пользовался данным приемом.

б) Прочтите одну из новелл "Альгамбры" ("Легенду о трех прекрасных царевнах", "Легенду о розе", "Легенду о двух скрытных статуях" и т.д.) и перескажите ее, как бы адресуя детской аудитории. Помните об адаптации, о необходимости учитывать особенности детского восприятия. Какие еще произведения Ирвинга написаны на "испанскую" тематику?

в) "Рип Ван Винкль" / Rip van Winkle:
Определите жанр произведения.
Подготовьте лаконичный пересказ.
Найдите юмористические эпизоды и предложения и определите, к какому типу юмора они относятся (юмор слов или юмор ситуаций).
В каких персонажах и с какой целью дублируется натура Рипа?
Каково отношение автора к Рипу? Найдите слова и предложения, свидетельствующие о таком отношении.
Как бы вы сформулировали идею произведения?

Охарактеризуйте образ Рипа. К какому архетипу можно отнести данного героя?
Слева: Иллюстрация Джона Хове (1992), справа: "Возвращение Рипа Ван Винкля" Томпкинса Н. Матесона (1860)

5. Джеймс Фенимор Купер (James Fenimore Cooper, 1789-1851)                              

а) Прочтите один из морских романов Купера ("Лоцман", "Красный корсар", "Морская волшебница" и др.) и ответьте на вопросы:

Какую нагрузку несут эпиграфы  к главам? Каких авторов он часто цитирует?

Согласны ли вы с Бальзаком, который считал, что Купер обладал даром "описывать море и моряков"?

Какими чертами романтического (байронического) героя наделены персонажи этих романов?

В чем сходство и отличия Корсара Купера ("Красный корсар" /The Red Rover) и Конрада Байрона (восточная поэма "Корсар")?

б) Эпопея о Кожаном чулке: "Зверобой" / The Deerslayer, "Последний из могикан" / The Last of the Mohicans, "Следопыт" / The Pathfinder, "Пионеры" / The Pioneers, "Прерия" / The Prairie:
         – Сформулируйте и подробно изложите тему пенталогии.
         – Охарактеризуйте образ Натаниэля Бампо, включая его отношение к природе, к индейцам, к землевладельцам и т.д. Найдите элементы внутренней речи Натти. Каким образом внутренние монологи способствуют пониманию характера героя?
         – Какова степень присутствия автора в повествовании? Можно ли сказать, что Купер передоверяет герою свое отношение к природе и описанным событиям?
         – Почему, с вашей точки зрения, этот цикл считается наиболее патриотичным произведением Купера?

в) Какие произведения Купера вы бы предложили прочитать своему ребенку?

назад

          6. Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe, 1809-1849)

а) Изучите биографию писателя и выделите причины, которые делают его личностью романтического склада.

б) Проанализируйте детективные новеллы Э. По "Убийство на улице Морг", "Тайна Мари Роже", "Похищенное письмо" и составьте портрет Огюста Дюпена, который стоит первым в ряду знаменитых сыщиков, созданных литераторами различных национальных культур. Какими чертами этого детектива наделили позже свои творения А. Конан Дойл,  Ж. Сименон, А. Кристи и другие представители жанра? Сопоставьте характеристику Дюпена с характеристикой Мисс Марпл / Эркюля Пуаро / Шерлока Холмса / комиссара Мегрэ.

в) Проведите исследование готических новелл По ("Падение дома Ашеров", "Лигейя", "Морелла", "Метценгерштейн", "Черный кот" и т.д.) и подумайте над вопросами:
         – Какие слова создают атмосферу ужаса и таинственности?
         – Каким образом автор добивается единства впечатления? По говорил о своих новеллах: "В основе их лежит метод, а также видимость метода". В чем, по вашему мнению, заключается этот метод?
        – Что отличает персонажей данных произведений? Можно ли их  назвать полноценными героями; найти в них черты какого-либо национального характера?
       – Какой двойной смысл несет название "Падение дома Ашеров"? Как называется стилистический прием, использованный автором в названии?

г) Подготовьте обзор статьи Э. По "Философия творчества". Выделите систему основных тезисов, имеющих для автора программный характер. Что такое арабеск в понимании По? Оцените представленную автором схему создания шедевра.

д) Сделайте сопоставительный анализ поэмы "Ворон" / The Raven) или "Улялюм" / Ulalume в оригинале и различных вариантах перевода. Почему Э. По называют властелином ритма?
        Слева
:
Картина Дэвида Гоу, которая содержит не только портрет Эдгара По, но и ряд символов из его произведений ("Ворон", "Черный кот", "Рукопись, найденная в бутылке" и др.)

е) Послушайте и выучите наизусть одно из стихотворений Э.А. По: "Ulalume", "Annabel Lee" (См. Уголок поэтов).

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Томас Джефферсон 24 апреля
Бенджамин Франклин
17 января, 17 мая
Вашингтон Ирвинг 28 ноября  
Эдгар Аллан По 19 января, 7 октября, 29 января, 20 апреля, 16 мая, 25 июня
 

назад