© I.Kovalenko                                                                                                                   “ема 9
                                              ћодернизм начала XX века

 

Ќа главную страницу

—борник тем

ѕлан лекции

  ѕредыдуща€ тема

Ѕлиц-опрос по материалам лекции

  —ледующа€ тема

ѕлан семинара

  √лоссарий

—амосто€тельна€ работа

  Ѕиблиографический список

“емы рефератов и курсовых работ

 

ѕлан лекции

1. ѕон€тие модернизма, философска€ основа: концепци€ воли в книге јртура Ўопенгауэра "ћир как вол€ и представление", иде€ о сильной личности ‘ридриха Ќицше, теори€ бессознательного «игмунда ‘рейда, теори€ архетипов  арла ёнга, концепци€ "чистой длительности" јнри Ѕергсона.

2. ¬ирджини€ ¬улф (25 €нвар€ 1882-28 марта 1941):

Ц  ружок "Ѕлумсбери": формирование нового представлени€ о времени, социуме, личности;
         Ц
 ћала€ проза: "ѕонедельник ли, вторникЕ", "—трунный квартет", "∆енщина в зеркале", "Ќенаписанный роман", "ѕ€тно на стене" и др.;
         Ц
 –оман-соната "¬олны";
         Ц
 "ћиссис ƒэллоуэй" Ц образец психологической прозы XX века (техника раскованного сознани€, преломление мира в сознании и подсознании).

3.  ƒжеймс ƒжойс (2 феврал€ 1882-13 €нвар€ 1941):

 Ц Ѕиографи€;
          Ц “ема »рландии и национального самосознани€ в цикле "ƒублинцы";
          Ц
 ≈пифании;
          Ц
 –азрыв с двухсотлетней традицией английского романа, исследование активности интеллекта в беспредельном пространстве ("ѕортрет художника в юности";
          Ц
 "”лисс": истори€ создани€, тема пути, множественный символизм, специфика авторского стил€.

 4.  онцепци€ человека в творчестве ƒэвида √ерберта Ћоуренса (11 сент€бр€ 1885-2 марта 1930).

      5. “омас —тернс Ёлиот (26 сент€бр€ 1888-4 €нвар€ 1965) Ц глава модернистской поэзии.

—лева направо: јртур Ўопенгауэр, ‘ридрих Ќицше, «игмунд ‘рейд,  арл ёнг, јнри Ѕергсон, ¬ирджини€ ¬улф, ƒжеймс ƒжойс, ƒэвид √ерберт Ћоуренс, “омас —тернс Ёлиот 

 назад

Ѕлиц-опрос по материалам лекции

1.  акой взгл€д на личность был характерен дл€ модернистов?

2. ”чени€ каких философов легли в основу модернизма?

3.  ак называетс€ главный труд ј. Ўопенгауэра?

4.  аким, по мнению ј. Ѕергсона, представл€етс€ мир в пам€ти человека?

5.   созданию какой новой романной формы привело отражение мира в сознании?

6.  то из английских модернистов наиболее близок фрейдистским иде€м?

7. Ќазовите годы жизни ¬. ¬улф и ƒ. ƒжойса.

8. ќ чем, по собственному признанию ¬. ¬улф, она хотела писать?

9.  акой район Ћондона дал название литературному салону, в который входила ¬.¬улф?

10. ¬ каком романе ¬. ¬улф каждой главе предшествует импрессионистическое описание мор€?

11. ѕочему рассказы ¬. ¬улф можно считать новым словом в английской литературе?

12.  ак первоначально называлс€ роман ¬. ¬улф "Mrs. Dalloway"?

13. —колько глав содержит роман ¬. ¬улф "Mrs. Dalloway"?

14. „то общего между "Mrs. Dalloway" ¬улф и одним из романов —. –ичардсона?

15. ¬ какое врем€ года происходит действие романа "Mrs. Dalloway"?

16.  ака€ актриса в 2003 году получила приз американской киноакадемии "ќскар" за исполнение роли ¬. ¬улф в фильме "„асы"?

17. ѕочему ¬. ¬улф никогда не имела проблем с изданием своих книг?

18.  акой колледж закончил ƒжеймс ƒжойс?

19.  ак зовут геро€ двух романов ƒ. ƒжойса: "ѕортрет художника в юности" и "”лисс"?

20.  акие факты биографии ƒ.ƒжойса описаны в романе "ѕортрет художника в юности"?

21. —колько глав включает роман "ѕортрет художника в юности" в соответствии со структурой √. »бсена?

22.  акой незаконченный роман ƒ. ƒжойса стал попыткой перенести свой жизненный опыт на бумагу?

23.  акой день €вл€етс€ знаковым в судьбе ƒ. ƒжойса?

24.  ак ƒжойс трансформирует соотношение Ђмир-человек-сознаниеї?

25. Ќазовите жанр романа "”лисс".

26. √де впервые был издан роман "”лисс"?

27. „то стало причиной возбуждени€ судебного разбирательства после первой публикации "”лисса"?

28. —колько времени продолжаетс€ действие в "”лиссе"?

29.  акой герой "”лисса", по замыслу ƒ. ƒжойса, символизирует ќдиссе€?

30. „то делает текст "”лисса" интересным и сложным дл€ воспри€ти€?

31. ¬ какой стране роман "”лисс" был издан без купюр лишь спуст€ 20 лет после смерти автора?

32.  ак ƒжойс назвал »рландское возрождение?

33.  ака€ задача сто€ла перед ƒ. ƒжойсом, по его собственному признанию, при написании цикла "ƒублинцы"?

34. "ƒублинцы" Ц это урбанистическа€ или патриархальна€ проза?

35.  акого цикла нет в сборнике "ƒублинцы": рассказов о детстве, зрелости или старости? 

36. ¬ каком романе ƒжойс идет по пути умножени€ значени€ слова?

37. ¬ каких кругах ƒ.√. Ћоуренс получил особое признание после 1-й мировой войны?

38.  акой роман написал не ƒ.√. Ћоуренс: "–адуга", "Ѕелый павлин", "ѕортрет художника в юности", "—ыновь€ и любовники"?

39. «акончите фразу ƒ.√. Ћоуренса: "—оздать роман Ц лучший способЕ".

40.  акой роман ƒ.√. Ћоуренса можно назвать лингвистическим экспериментом, где автор использует сочетани€ слов, не счита€сь с нормами?

41.   какому литературному направлению принадлежал “.—. Ёлиот?

42.  ака€ тема была центральной в раннем творчестве “.—. Ёлиота?

43.  ак называетс€ журнал, который “.—. Ёлиот издавал в течение 37 лет?

44. ¬ каком году “.—. Ёлиоту была присуждена Ќобелевска€ преми€ в области литературы?

 назад

—амосто€тельна€ работа

1. ƒайте определение "романа потока сознани€", включающее ответы на вопросы:

Ц  огда по€вилась данна€ форма романа?

Ц  акие философские идеи послужили основой ее создани€?

Ц — каким литературным течением она св€зана?

Ц  акова цель автора при написании такого романа? „то он пытаетс€ отобразить?

2. ƒ. ƒжойс (James Joyce, 1882-1941):

а) ѕрочтите несколько рассказов из цикла "ƒублинцы" / Dubliners (в последовательности автора) и охарактеризуйте образ города (например, рассказы о детстве: "—естры", "¬стреча", "јрави€"). Ќайдите на карте ƒублина места, упом€нутые автором.  акой тон повествованию задает образ города?

б) ѕодготовьте сообщение на тему "—тивен ƒедалус: alter ego писател€ или самосто€тельный образ"? »спользуйте биографию ƒжойса, романы "ѕортрет художника в юности" / A Portrait of the Artist as a Young Man и "”лисс" / Ulysses.

в) —делайте стилистический анализ выбранного отрывка из "”лисса". ќбратите внимание на символизм, авторские образовани€, игру слов, прецедентные имена, синтаксис, стиль повествовани€ в целом и т.д.

г) Ќапишите сочинение: "»рландское ¬озрождение или  ельтские сумерки?" (на материале сборника "ƒублинцы").
—лева: Ѕашн€ ћартелло в —эндикоув, где жил ƒ. ƒжойс и его герой —тивен ƒедалус.

д) ѕрочтите прозу "ƒжакомо ƒжойс" / Giacomo Joyce и выполните следующие задани€/ответьте на вопросы:

Ц  ак бы вы определили жанр произведени€?

Ц ќпределите подход к комментированию: энциклопедический или контекстуально-ориентированный.

Ц »зучите графическое оформление текста (отделение абзацев друг от друга, синтаксис и т.п.) и прокомментируйте создаваемый им эффект.  аким образом знаки препинани€ помогают отразить движение мысли?

Ц „то такое епифани€? ”местно ли определить жанр "ƒжакомо" как епифани€?

Ц ѕочему, с вашей точки зрени€, ƒжойс не напечатал эту вещь, (она была опубликована в 1968 году, спуст€ почти 30 лет после его смерти)?

3. ¬. ¬улф (Virginia Woolf, 1882-1941):

а) ѕрочитайте рассказы ¬. ¬улф "ƒом с привидени€ми", "—трунный квартет", " оролевский сад", "Ќовое платье" и др.;  прокомментируйте стиль автора. ¬ чем особенности эстетики ¬улф? ¬ чем вы видите отличие ее потока сознани€ от ƒжойса?

б) "ћиссис ƒэллоуэй" / rs. Dalloway:
          Ц ѕервоначально роман называлс€ "„асы". ѕочему, по вашему мнению, автор сменила его?  оторое из названий представл€етс€ вам более удачным?
          Ц ѕравомерно ли называть это произведение джойсовским романом? ¬ы€вите аналогии и расхождени€.
         Ц ѕрокомментируйте образ Ћондона, сопоставьте его с образом ƒублина в цикле "ƒублинцы" и романах "”лисс" и "ѕортрет художника в юности" ƒжойса. ќбратите внимание на значимость сенсорного аспекта (цвета, запахов и т.п.) в картине мира автора.
        Ц ќхарактеризуйте образ  лариссы, обраща€ внимание на детали (ее мысли во врем€ прогулки по Ћондону, перед какими витринами она останавливаетс€, как говорит с ѕитером и т.п.).

—права: ¬анесса –едгрейв в фильме ћарлин √оррис "ћиссис ƒэллоуэй" (1997).

         в) ѕрочитайте "‘лаш" (биографию спаниел€) и прокомментируйте попытку писательницы представить мир глазами собаки.

г) ѕодумайте над словами ¬. ¬улф: "¬рем€ необходимо совершенно отменить, будущее должно как-то цвести пр€мо из прошлого. Ќебольшой случайный факт Ц скажем: упал цветок Ц уже может содержать в себе все это. ћо€ теори€ сводитс€ к тому, что насто€щие событи€ на самом деле не существуют, так же как не существует врем€".  ак вы понимаете эту фразу?

4. ѕодготовьте сообщение на тему "‘рейдистские мотивы в творчестве ƒ.√. Ћоуренса" (David Herbert Lawrence, 1887-1930) (на материале прочитанных произведений).

5. —делайте сопоставительный стилистический анализ стихотворени€ “. Ёлиота (Thomas Eliot, 1888-1965) "ћарина" / Marina в оригинале и переводе ¬. ћуравьева. ѕодумайте над вопросами:

Ц  акое ощущение создает звукопись стиха?

Ц — какой целью автор использует строфы разной длины и размера?

Ц  акой эффект достигаетс€ при помощи рефрена слова "смерть" / death?

ƒополнительна€ информаци€ в календаре англо€зычной культуры, см. даты:
¬ирджини€ ¬улф
Ц 28 марта, 14 €нвар€
ƒжеймс ƒжойс
Ц 2 феврал€
ƒэвид √ерберт Ћоуренс
Ц 2 марта, 20 окт€бр€
“омас —тернс Ёлиот
Ц 26 сент€бр€, 29 декабр€
јртур Ўопенгауэр
Ц 22 феврал€
‘ридрих Ќицше Ц 23 марта
јнри Ѕергсон Ц 18 окт€бр€

назад

“емы рефератов и курсовых работ

1.  атегори€ времени в учени€х ј. Ўопенгауэра,  . ёнга, ј. Ѕергсона и ее отражение в литературе модернизма.

2. “ема ирландского самосознани€ в творчестве ƒ. ƒжойса.

3. —имволика текста "”лисса".

4. –аспад художественной формы в "ѕоминках по ‘иннегану" ƒ. ƒжойса.

5. ѕоэтика прозы ¬. ¬улф.

6. ѕоэзи€ имажинизма “.—. Ёлиота.

назад