© I.Kovalenko                                                                             Тема 8
                                               Реализм начала XX века

 

На главную страницу

Сборник тем

План лекции

  Предыдущая тема

Блиц-опрос по материалам лекции

  Следующая тема

План семинара

  Глоссарий

Самостоятельная работа

  Библиографический список

Темы рефератов и курсовых работ

 

План лекции

1. Характеристика реализма данного периода в сопоставлении с просветительским реализмом XVIII и критическим реализмом XIX в.

2. Джон Голсуорси (14 августа 1867-31 января 1933):

  Истоки форсайтовской темы в "Вилле Рубейн" и "Острове фарисеев";
  Форсайтовский цикл ("Сага о Форсайтах", "Современная комедия): система образов; конфликт искусства и собственности; любовь истинная и корыстная;
  Новеллистика Голсуорси ("Цвет яблони");
  Творческая манера писателя.

       3. Бернард Шоу (26 июля 1856-2 ноября 1950):
        Манифест творчества в "Квинтэссенции ибсенизма";
        Драматургическая теория Шоу (особенности проблематики и структуры, реалистический принцип изображения, открытый финал и др.);
       Циклы "Приятные пьесы", "Неприятные пьесы", "Три пьесы для пуритан" (этическая проблематика, диалектика характеров и понятий, прием дискуссии и т.д.);
        Проблема соотношения между языком и культурой в пьесе "Пигмалион";
        Б. Шоу и А.П. Чехов: фантазия в русском стиле на английские темы "Дом, где разбиваются сердца";
        Политические экстраваганцы 30-х годов.

          назад

Блиц-опрос по материалам лекции

1. В каком жанре писал Бернард Шоу до того, как обратился к драматургии?

2. На каком принципе изображения настаивает Б. Шоу в своей теории драмы?

3. Какую структуру пьесы предлагает Шоу взамен традиционной?

4. В каком произведении он изложил свою драматургическую теорию?

5. Назовите три наиболее известных цикла пьес Шоу.

6. Какая пьеса не входит в "Пьесы для пуритан": "Цезарь и Клеопатра", "Дома вдовца" или "Ученик дьявола"?

7. Закончите фразу Шоу "Мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось…".

8. Назовите фамилию Элизы из пьесы Шоу "Пигмалион".

9. Кто написал музыку к мюзиклу "Моя прекрасная леди" по мотивам пьесы Б. Шоу "Пигмалион"?

10. Какую форму имел "Дом, где разбиваются сердца"?

11. Как Шоу называет свои комедии 30-х гг.?

12. В каком году происходит действие в пьесе Шоу "Тележка с яблоками"?

13. Какую пьесу Шоу поставила Г.Б. Волчек в "Современнике"?

14. Закончите афоризм Б. Шоу: "Мой способ шутить заключается в том, чтобы...".

15. Джон Голсуорси – это реалист или модернист?

16. Какое образование получил Д. Голсуорси в Оксфорде?

17. В каком раннем романе Голсуорси была заявлена основная тема его творчества – конфликт между красотой и собственностью?

18. Как называется первая трилогия форсайтовского цикла?

19. Что возмутительного, с точки зрения Форсайтов, было в облике Боссини на приеме у Тимоти?

20. Какое блюдо было традиционным на семейных обедах Форсайтов?

21. Какой цвет доминирует в описании облика Джун Форсайт?

22. Кто является главным героем интерлюдии "Последнее лето Форсайта"?

23. Какой роман не входит в трилогию "Современная комедия": "Серебряная ложка", "Сдается в наем" или "Лебединая песня"?

24. Что является темой интерлюдии "Пробуждение"? Чье восприятие мира описывает здесь автор?

25. В каких родственных связях находятся Джеймс и Сомс Форсайты?

26. Кем был Сомс по профессии?

27. Сколько поколений Форсайтов действуют в романах "Саги о Форсайтах"?

28. Какой предмет, описанный во втором романе "Современной комедии", выражает мысль об опустошенности современной жизни?

29. В какой стране происходит действие в заключительной интерлюдии форсайтовского цикла "Встречи"?

30. В каком романе Голсуорси появляется представитель потерянного поколения по имени Уилфрид Дезерт?

31. В каком году Д. Голсуорси была присуждена Нобелевская премия?

32. Как, согласно собственному завещанию, был похоронен Д. Голсуорси?

 назад

План семинара

1. Форсайтовский цикл Джона Голсуорси:

проблематика;

взаимоотношения различных поколений Форсайтов, значение интерлюдий;

образ Сомса;

сравнительная характеристика Ирен и Джун.

2. Бернард Шоу:  

 анализ теории драмы на примере прочитанных пьес;

 социальная проблематика пьесы "Профессия миссис Уоррен"; 

 историческая тема в "Цезаре и Клеопатре", сопоставительное исследование образов Клеопатры в пьесе Шоу "Цезарь и Клеопатра" и Шекспира "Антоний и Клеопатра";

 обсуждение пьес "Пигмалион" и фантазии в русском стиле "Дом, где разбиваются сердца".

 назад

Самостоятельная работа

1. Джон Голсуорси (John Galsworthy, 1867-1933)

а) Предложите свое толкование понятия "писатель-реалист", данное Д. Голсуорси: "Этим словом определяется художник, который по своему складу в первую очередь стремится уловить и показать взаимосвязь жизни, характера и мышления, чтобы научить чему-то себя и других…". В чем Голсуорси созвучен Диккенсу? Что объединяет реалистическую позицию Диккенса и Голсуорси?

б) С точки зрения литературоведа Г. Шейнмана, "Остров фарисеев" / The Island of Pharisees Голсуорси легко распадается на отдельные очерки, которые могли бы иметь названия "Англичанин в театре", "Англичанин в церкви" и т.д. Что вы думаете об этом? Если вы разделяете мнение, разбейте роман на главы и озаглавьте их по-своему.

в)  Форсайтовский цикл: "Сага о Форсайтах" / The Forsyte Saga, "Современная комедия" / A Modern Comedy:

  Охарактеризуйте образ Сомса, отступив от традиционного его восприятия как воплощения собственника. Проследите эволюцию образа от романа "Собственник" / The Man of Property до "Лебединой песни" / Swan Song. Включите в характеристику линии "Сомс и любовь" (Ирен), "Сомс - отец" (Флер), "Сомс - буржуа" (форсайтизм).

– Подготовьте сравнительную характеристику Ирен и Джун ("Собственник"). В чем отличие авторского стиля описания двух героинь? Какая цветовая гамма характеризует образ Ирен? Какой цвет акцентируется в облике Джун? Случаен ли, с вашей точки зрения, выбор цвета? Как бы вы охарактеризовали их манеру держаться?

Слева: Джина МакКи в роли Ирен и Дамиан Льюис в роли Сомса (сериал "Сага о Форсайтах" Granada Television, 2002) 

Исследуйте сущность конфликта между собственностью и искусством в форсайтовском цикле. На примере каких героев и сюжетных линий он получает воплощение?

Сделайте подробный стилистический анализ интерлюдий "Последнее лето Форсайта" / The Indian Summer of a Forsyte и "Пробуждение" / Awakening (восприятие красоты мира глазами старика и ребенка). Прокомментируйте фразу из "Последнего лета Форсайта": "A marvellous cruelly strong thing was life when you were old and weak, it seemed to mock you with its multitude of forms and beating vitality". Какой эффект создают эпитеты в данном отрывке?

г) Прокомментируйте образ Уилфрида Дезерта ("Конец главы" / End of the Chapter). Случайно ли имя, данное герою автором? Выявите сходства и отличия этого представителя "потерянного поколения" от героев Р. Олдингтона и Э. Хемингуэя. Раскройте сущность понятия "потерянное поколение" / lost generation.

д) Напишите сочинение "Мой любимый Форсайт / герой Голсуорси".

2. Бернард Шоу (Bernard Shaw, 1856-1950)

а) Выделите особенности драматургического метода Шоу. Каким образом драматург перестраивает классическую структуру пьесы: завязка, ситуация, развязка? Что он предлагает взамен? На каком принципе изображения действительности настаивает Шоу? Проанализируйте воплощение теории драмы в одной из пьес Б. Шоу на выбор.

б) Раскройте сущность конфликта между Виви и матерью в пьесе "Профессия миссис Уоррен" / Mrs. Warrens Profession. Обратите внимание на финальный диалог героинь. Почему, по вашему мнению, драматург оставляет финал открытым? Предложите свой вариант концовки пьесы.

в) Прокомментируйте название цикла "Три пьесы для пуритан" / Three Plays for Puritans. В чем заключается парадокс названия? Что, по вашему мнению, имел в виду  Г. Честертон, когда сказал: "Невозможно понять Шоу, не считая его пуританином"?  

г) Проведите сопоставительное исследование образов Клеопатры в пьесе Шоу "Цезарь и Клеопатра" и Шекспира "Антоний и Клеопатра". Что, по мнению Шоу, было главным в истории египетской царицы? Каким образом драматург связывает сюжет о Клеопатре с современной историей?

д) "Пигмалион" / Pygmalion, 1912:

Проследите на примерах, как меняется речь Элизы. Каким образом способ выражения своих мыслей определяет стиль поведения?
         – Прокомментируйте образ профессора Хиггинса. Что, с вашей точки зрения, является его ключевой характеристикой?
         – Найдите в тексте пьесы фрагменты, доказывающие, что постепенно Элиза превосходит Хиггинса в достоинстве и манере держаться.
         – Сравните киноверсию "Моя прекрасная леди" /
My Fair Lady, 1964 с Одри Хепберн в главной роли (мюзикл Ф. Лоу на сюжет пьесы Шоу "Пигмалион") с оригиналом. Подготовьте сообщение об истории пьесы Шоу "Пигмалион", включая рассказ о ее многочисленных постановках. 

Справа: постер фильма Джорджа Кьюкора "My Fair Lady" (1964). В роли Элизы Дулитл Одри Хепберн, Хиггинс – Рекс Харрисон.

е) "Дом, где разбиваются сердца" / Heartbreak House:

Прочитайте предисловие к пьесе – статью "Где он находится, этот дом?" Как вы думаете, с какой целью Шоу снабжает пьесу столь обширным предисловием и подробными ремарками в пьесе?

Ответьте на вопросы:

ж) Найдите примеры актуально и злободневно звучащих фраз в "Тележке с яблоками" / The Apple Cart. Прокомментируйте название пьесы.

Дополнительная информация в календаре англоязычной культуры, см. даты:
Джон Голсуорси
31 января
Бернард Шоу
26 июля, 2 ноября, 5 июля, 13 июня, 21 декабря

 назад

Темы рефератов и курсовых работ

1. Образ Ирен в форсайтовском цикле Д. Голсуорси.

2. Концепт BEAUTY в языковой картине мира Д. Голсуорси.

3. Проблема автора в форсайтовском цикле Д. Голсуорси.

4. Импрессионизм малой прозы Д. Голсуорси.

5. Историческая тема в мелодраме Б. Шоу "Ученик дьявола".

6. Политические экстраваганцы Б. Шоу (см. работу А. Кондратьевой, В. Чеушевой в банке студенческих работ).

7. Шекспировский интертекст в творчестве Б. Шоу (на примере "Смуглой дамы сонетов" и других произведений).

8. Концепт FAMILY в языковой картине мира Д. Голсуорси (см презентацию диплома Е. Виниченко в банке студенческих работ).

назад