5 Июня 2023
– Алексей Юрьевич, почему вы выбрали физику?
– Ну наверное, потому что в школе был очень хороший
учитель, которая смогла заинтересовать, привить любовь к предмету. И
собственно, по окончании школы я не рассматривал другие варианты.
– Можете ли вы назвать себя наставником и почему?
– Да, естественно. Во-первых, потому что я активно
работаю со студентами и в рамках курсовых, дипломных работ. Это то, что делает
каждый преподаватель. Кроме того, я занимаюсь научной деятельностью со
студентами, они пишут статьи уровня ВАК (Высшая аттестационная комиссия. –
Прим. ред.). Еще являюсь руководителем аспиранта второго курса. Через два года
он выйдет на защиту кандидатской диссертации по физико-математическим наукам,
поэтому могу назвать себя наставником.
– Были ли у вас наставники?
– Конечно, иначе я сейчас не оказался бы здесь. Что
касается вуза, аспирантуры, то у меня был и есть наставник Сергей Васильевич
Барышников, под руководством которого я защитил и кандидатскую, и докторскую
диссертации. Сейчас мы плотно с ним работаем, потому что формальные вещи,
связанные с написанием диссертаций, ушли в сторону, и мы занимаемся больше
наукой.
– Каковы ваши главные достижения в
области науки и педагогики?
– В области физики самое главное мое достижение – это
защита докторской диссертации. Я исследовал свойства ряда сегнетоэлектрических
нанокомпозитов и обнаружил интересные свойства, никем раннее неизученные.
До 2021 года я занимался исключительно фундаментальной
физикой и область педагогики особо не затрагивал. А последние два года активно
занимаюсь методическими исследованиями, разработками. Поэтому, скажем так,
сделал определенный вклад в педагогику как в науку.
– Существует ли формула хорошего
преподавателя физики?
– Мне кажется, это работает таким образом: студенты
видят, когда человек действительно увлечен своей идеей, физикой, наукой. Это
невозможно имитировать. И когда преподаватель действительно погружен с головой
в свой предмет, студенты поневоле подхватывают и продолжают этим же заниматься.
– У вас более 40 печатных научных работ,
что вас вдохновляет?
– На сегодняшний день у меня уже около 200 печатных
работ, даже, наверное, чуть больше. В Оpenscience статей около 80 и около 20
ваковских работ, это как раз по методике, по педагогике.
Вдохновляет меня стремление развиваться и постигать
что-то новое. У меня каждый год есть определенная цель – добиться чего-то, чего
я еще не умею делать.
Допустим, сейчас я хочу научиться патентовать
изобретения, интересные модели, чтобы подняться на новый уровень. Потому что,
когда занимаешься наукой ради науки, это хорошо, но когда есть еще какое-то
приложение, которое может быть в перспективе монетизировано, то это уже
совершенно другой уровень. Сейчас я к этому стремлюсь.
– Вы директор Технопарка универсальных
педагогических компетенций. Какие цели есть у организации и у вас лично в
дальнейшей работе?
– Технопарк создан для обучения студентов на базе
лабораторий и оборудования, которые в нем есть, – это основная цель. Кроме
того, мы работаем со школьниками и учителями в рамках проектной деятельности.
Также проводим курсы повышения квалификации для преподавателей средних
специальных и высших учебных заведений. Для меня лично это возможность расти,
осваивать новые для себя компетенции.
– Что бы вы порекомендовали молодым
учителям физики?