7 Марта 2023
Центр открытого образования на русском языке при Благовещенском государственном педагогическом университете готовится провести очередной студенческий фестиваль «Русская весна в Харбине», который стал значимым событием для китайских студентов. Помимо этого, здесь проходят занятия для детей мигрантов и их мам. О том, как русский язык помогает стирать границы в общении, рассказывает руководитель центра Татьяна Юрченко.
– Да, это дополнительное образование. Когда мы только начали работать с ними, у нас было всего девять человек. И буквально полгода назад ко мне пришёл папа одной из девочек, учившейся в нашей школе в 2016 году, и сказал: «Дочь всегда говорит, что школа мне помогла адаптироваться в России». Всё это потому, что мы не только учим их русскому языку, но и помогаем социализироваться в обществе – проводим большое количество мероприятий по русской культуре. В прошлом году у нас было 35 учеников, а в этом году почти 60. Занятия проходят два раза в неделю, а учебный год длится, как и полагается, с сентября по май.
– И как вы оцениваете их прогресс в изучении русского языка после года обучения?
– Некоторые ребята приходят к нам и на следующий год. Думаю, если бы им было неинтересно, они бы не продолжили обучение в нашем центре. Приведу такой пример. В прошлом сентябре при поддержке Министерства образования и науки Амурской области мы проводили профильную смену «Две страны – одно Отечество». Когда мы открыли смену в понедельник, у нас детки из семей мигрантов и русские дети сидели отдельно. Но после насыщенной недели, на которой проводились и мастер-классы, и тренинги, результат получился потрясающий. В пятницу у нас был запланирован урок русского языка, во время которого русские дети должны были стать помощниками учителя и отрабатывать с детьми мигрантов основы русского языка. Но урок, можно сказать, сорвался по совершенно неожиданной причине, точнее, он прошёл другим образом. Представьте, в классе 30 детей – русские и дети других национальностей – и они все уже не сидят отдельно, а увлечённо общаются между собой. И у них идёт такой диалог! Та цель, которая перед нами стояла, была достигнута: детям стало интересно общаться друг с другом. Мальчишки из Узбекистана, Таджикистана подходили, показывали сделанные из бумаги самолётики: на одном была нарисована буква «Z», на другом - флаг России и написано имя «Ванюша».
– В вашем центре с детьми мигрантов занимаются в том числе и студенты – участники сводного волонтёрского отряда «С нами по-русски». А у них есть свои идеи, как вести занятия?
– Почему этот отряд называется сводным? Потому что там работают не только студенты, но и школьники старших классов. Мы стараемся их активно задействовать в наших культурно-просветительских мероприятиях для иностранцев. Студентов нашего вуза мы давно привлекаем к нашим мероприятиям. Но искать постоянно на факультетах желающих очень сложно. И мне пришла такая идея – а почему бы не создать такой костяк из пяти-шести человек, которые могли бы привлекать к нашим мероприятиям своих сверстников? Сегодня в нашем волонтёрском отряде уже 35 человек. Понемногу стараемся их отпускать в «свободное плавание», чтобы они сами что-то предлагали. Вот, например, они недавно готовили праздник Масленицы для наших китайских студентов.
– Я разговаривала с одной из ваших бывших студенток, Ириной Шурыгиной, которая сегодня работает по программе «Русский учитель за рубежом» в Узбекистане. Она рассказала, что ей в нынешней работе помогает опыт, приобретённый в волонтёрском отряде при Центре открытого образования.
– Очень приятно это слышать. Добавлю, что в 2022 году благодаря гранту Министерства просвещения мы смогли организовать стажировку наших студентов на базе РУДН. Мы с РУДН сотрудничаем очень давно, уже несколько лет проводим фестиваль «Русская весна в Харбине». И благодаря в том числе поддержке РУДН участниками конкурса стали около 700 человек из 28 стран, обучающихся в 76 образовательных организациях России, Китая, Узбекистана, Казахстана.